Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Турция заработала до $2,5 млрд на экспорте нефтепродуктов из российской нефти

Турция заработала до $2,5 млрд на экспорте нефтепродуктов из российской нефти

Основными покупателями топлива стали США, Великобритания и Германия

Турция резко нарастила производство и экспорт нефтепродуктов за первые семь месяцев 2022 года на фоне роста импорта дешевой нефти из России, следует из данных Управления по регулированию энергетического рынка Турции (данные за июль – последние доступные). По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», турецкие нефтяные компании могли заработать на этом до $2,5 млрд.

По данным турецкого ведомства, импорт сырой нефти из России за январь–июль этого года вырос в 2,4 раза в годовом выражении до почти 5,6 млн т. Общий импорт нефти и нефтепродуктов из РФ за этот период вырос на 55% до 5,58 млн т. Единственной статьей импорта, по которой было зафиксировано снижение, стал дизель – объем снизился на 28% до 1,8 млн т. «Ведомости» направили запрос в Минэнерго РФ.

Рост импорта российской нефти позволил турецким НПЗ увеличить выпуск авиакеросина и судового топлива, следует из данных турецкой статистики. За первые семь месяцев этого года в Турции было произведено около 2,8 млн т авиакеросина, что на 57% больше, чем за тот же период 2021 г. Производство судового топлива выросло в 2,4 раза до 1,25 млн т. Общий объем производства нефтепродуктов в январе – июле в стране вырос на 14,7% до 22,36 млн т.

В результате на 69% до 2,3 млн т вырос и вывоз авиакеросина из Турции за январь – июль. Этот продукт поднялся со 2-го места на 1-е по объемам экспорта, обогнав дизтопливо. Экспорт дизеля Турция снизила на 11,5% до 1,35 млн т. Экспорт судового топлива увеличился вдвое и достиг 1,27 млн т. Поставки турецкого бензина на мировой рынок увеличились скромнее – на 25% до 1,26 млн т.

Больше всего Турция нарастила поставки авиакеросина в США. Если в январе – июле 2021 г. на Штаты пришлось около 1,8% (24 000 т) от экспорта турецкого авиатоплива, то за семь месяцев 2022 г. – уже 47,2% (около 1,1 млн т). Более чем вдвое вырос экспорт керосина в Германию (200 200 т). Его доля в турецких поставках выросла с 6,4 до 16,8%. Почти в 6 раз больше авиатоплива ушло за семь месяцев в Великобританию (70 600 т, доля выросла с 0,9 до 5,9%).

Россия готова еще нарастить поставки нефти в Турцию, сказал 12 октября на Российской энергетической неделе вице-премьер Александр Новак. Он отметил заинтересованность турецких компаний в том, чтобы больше покупать российской нефти. «Но это коммерческий вопрос, который решается между коммерческими компаниями», – подчеркнул вице-премьер.

Спотовая цена авиакеросина в Штатах 3 октября составляла $3,3 за галлон (примерно $925/т), следует из последних данных Управления энергетической информации минэнерго США. Для сравнения: в 2021 г. средняя стоимость 1 т авиакеросина в стране составляла $516, т. е. почти вдвое меньше.

«Петромаркет» оценивает дополнительный доход Турции от экспорта авиакеросина и бензина с марта, когда начал расти дисконт на российскую нефть, по июль в $1,2 млрд. На дисконте к Urals и ее закупке вместо нефти из других стран Турция могла сэкономить еще порядка $1,3 млрд, добавляет консультант исследовательской группы Мария Арье.

Такой рост турецкого экспорта произошел на фоне отказа западных стран от российской нефти и нефтепродуктов после начала СВО на Украине. США и Великобритания отказались от импорта российских энергоресурсов в марте. В ЕС запрет на морские поставки нефти из РФ вступит в силу 5 декабря, запрет на поставки нефтепродуктов – 5 февраля 2023 г., хотя трейдеры начали отказываться от поставок из России уже весной.

Одновременно с санкциями ЕС начнет действовать запрет европейских стран и членов G7 на морские перевозки нефти и нефтепродуктов из России по отгрузочной цене выше потолка. Его уровень установит картель покупателей энергоресурсов, точный уровень пока не определен. В июле источники Bloomberg сообщали, что обсуждается уровень $40–60/барр.

Из-за санкций российским компаниям пришлось перенаправлять поставки на азиатский рынок, в основном в Индию и Китай. Российская нефть Urals после начала СВО торговалась со скидкой к Brent, которая на пике доходила до $35/барр., а в сентябре снизилась до $23/барр. По данным биржи ICE, на конец торгового дня 12 октября баррель марки Brent стоил $92. Таким образом Индия с февраля сэкономила $439,7 млн на импорте российской нефти, сообщала The Times of India со ссылкой на источники в минторге страны.

Турция смогла нарастить производство и экспорт нефтепродуктов благодаря закупкам дешевой нефти в России, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Турция, Индия и Китай покупают российскую нефть со скидкой, перерабатывают ее и поставляют в Европу, поясняет он. Короткое логистическое плечо позволяет Турции отлично заработать, говорит Юшков. После санкций на нефть и нефтепродукты из России объемы таких поставок снизятся, но не обнулятся, полагает он.

Юшков считает, что в месячном выражении турецкие компании могут зарабатывать на этом «сотни миллионов долларов» из-за высоких цен. Турция нарастила производство и экспорт наиболее маржинальных керосина и судового топлива, объясняет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк.

Авторы: Дарья Савенкова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 12.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики