Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Эрдоган договорились построить газопровод в Черном море: как он будет выглядеть и станет ли Европа покупать наш газ

Путин и Эрдоган договорились построить газопровод в Черном море: как он будет выглядеть и станет ли Европа покупать наш газ

Эксперт Игорь Юшков объяснил, зачем Россия и Турция хотят построить новый газопровод в Черном море

- Утраченный объем транзита по «Северным потокам» по дну Балтийского моря мы могли бы перевести и в регион Черного моря, - заявил на прошлой неделе Владимир Путин. - И сделать таким образом основными маршрутами поставок нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы. Если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры.

Турки думали недолго: президент страны Реджеп Эрдоган принял предложение Путина. И заявил, что международный газовый хаб будет создан «в кратчайшие сроки» на территории Фракии - региона Турции, расположенного в Европе, южнее Болгарии.

Хаб - это перевалочный узел: одни страны (например, Россия) будут туда поставлять газ, и уже оттуда он будет отправляться к покупателям (например, в страны Европы).

О том, как может выглядеть этот проект, мы побеседовали с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым.

ПО СЛЕДАМ «ЮЖНОГО ПОТОКА»

- Что представляет собой проект?

- Речь идет о том, чтобы построить из России в Турцию газопровод параллельно и в дополнение к действующему «Турецкому потоку» (он идет из Краснодарского края в европейскую часть Турции по дну Черного моря, - Ред.). Возможно, это будут еще две нитки общей пропускной способностью 31,5 млрд кубометров газа в год.

Это вытекает из предыстории проекта. Когда только планировалась прокладка газопровода из России к югу Европы, предполагалось проложить его по дну Черного моря - четыре нитки из России в Болгарию общей мощностью 63 млрд кубов в год, по 15,75 кубов каждая. Этот проект назывался «Южный поток». Российская сторона начала работу (в 2012 году - Ред.), но когда газотранспортная система от Ямала до Анапы уже была расширена на половину планируемой мощности «Южного потока», когда была построена компрессорная станция для прокачки газа на такое большое расстояние, болгары отказались.

В итоге то, что уже построили от Ямала до Анапы, оставили, а морскую часть проложили не в Болгарию, а в Турцию. Так получился «Турецкий поток» - это две нитки на 31,5 кубов, половина «Южного потока». Сейчас, по всей видимости, хотят достроить те объемы, которые планировались изначально. Достроят газотранспортную систему от Ямала до Анапы и по морю протянут еще 2 нитки к Турции - в сумме еще на 31,5 млрд кубов. В итоге получатся те самые 63 млрд кубов в год, которые планировались еще по «Южному потоку». И все они пойдут на Турцию.

- А нам по силам такой проект потянуть? Запад же помогать не будет...

- Ну, мы же смогли достроить «Северный поток-2». Хотя после американских санкций в декабре 2019 года швейцарская компания, которая строила нам и «Северный поток-2», и «Турецкий поток», вышла из проекта. Но мы смогли завершить прокладку - там работала трубоукладочная баржа «Фортуна». Правда, в Черном море придется укладывать трубы на значительно большей глубине, чем в Балтийском. Но у нас же есть еще и трубоукладочное судно «Академик Черский» (может укладывать трубопровод на глубину до 2,5 км при том, что глубина «Турецкого потока» - 2,2 км - Ред.). Так что, думаю, шансы построить морскую часть у нас есть.

А ЕГО ТОЧНО КУПЯТ?

- И дальше что с этим газом?

- Дальше его, по идее, должна покупать Европа. Важно, что в корне меняется концепция поставки. Если раньше мы пытались довести газ до конечного потребителя, то теперь доходим до границы Европы и как бы говорим: «Европейцы, приходите в Турцию, куда мы доставляем газ, там будет точка сдачи-приемки, точка смены права собственности, покупайте газ там и развозите по своим странам».

- Вы сказали «по идее». Есть сомнения в том, что Европа будет покупать наш газ?

- С одной стороны, Европе газ нужен. И иметь отношения с Турцией в сложившейся ситуации европейцам предпочтительнее, чем напрямую с нами.

Но есть проблемы. Для Европы точка забора в Турции — это дополнительные траты. У них нет резервных мощностей, чтобы забирать дополнительно эти миллиарды кубов из Турции. им придется расширять газотранспортную систему на своей территории, тратить деньги. Это для них нежелательно.

А кроме того, европейцы же прямым текстом заявляли, что отказываются от российского газа. На полный отказ им потребуется 2-3 года. Но и у нас на строительство газопровода уйдет несколько лет. И риск заключается в том, что мы потратим миллиарды долларов, построим газопровод, а у нас никто ничего не купит.

- Есть ли на случай отказа Европы «вариант Б» - другие покупатели газа из турецкого хаба?

- Фактически нет. С востока у Турции Иран и Азербайджан - они сами продают газ, в том числе и в Турцию. Так что некуда его девать, кроме Европы. И в долгосрочной перспективе европейцам нужен будет газ. Но если США реализуют свой план строительства заводов по сжижению природного газа (который они потом смогут морем поставлять в Европу, - Ред.), нам придется с ними конкурировать. Думаю, тут есть хорошие перспективы, в частности, и потому, что сделки будут заключаться не между Россией и Европой, а между Турцией и Европой.

Есть еще один интересный момент. В Турции может быть организован не просто хаб, но и международная газовая биржа, на которой будут устанавливаться цены. И вполне возможно, что цена станет ниже, чем при действующем сейчас спотовом ценообразовании (когда заключаются краткосрочные контракты по действующим на данную минуту тарифам, - Ред.). Европейцы годами настаивали на спотовой системе, утверждая, что это и есть справедливая цена, а сейчас сами от нее и страдают, потому что на спотовых рынках газ стоит в разы дороже, чем по долговременным контрактам. Так что возможность появления новой газовой биржи может быть интересна для Европы. Но все эти «за» и «против» надо тщательно просчитывать.

Автор: Владимир Перекрест

Источник: KP.RU, 17.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики