Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский СПГ пошел туда, где деньги

Российский СПГ пошел туда, где деньги

Страны ЕС увеличили импорт российского СПГ на 50%. В Европу ушел даже газ, предназначенный для Индии. Европа — самый прибыльный сейчас рынок газа, отмечают эксперты.

За 9 месяцев этого года Европа импортировала почти 88 млрд кубометров газа в виде СПГ и 15 млрд кубометров — российского СПГ.

«Речь идет о девяти месяцах года. В 2021 году было всего почти 53 млрд кубометров газа, в 2022 году — почти 88 млрд кубометров. Что касается России, то 20% в прошлом году представляют собой 10 млрд кубометров, а 17% этого года — 15 млрд кубометров», — сказал журналистам пресс-секретарь Еврокомиссии Тим Макфи. По его данным, общая доля российского газа снизилась с конца февраля с 40% до 7,5%.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач не удивлен ростом поставок российского СПГ в Европу. «Так они же весь СПГ пылесосят, включая российский с Ямала. Плюс „украли“ газ у Индии», — замечает эксперт.

Львиная доля российского сжиженного газа поступает в Европу с проекта «Ямал СПГ» проектной мощностью 23 млрд кубометров газа. Еще поставки идут со среднетоннажного завода «Криогаз Высоцк» и одну, первую партию доставили в октябре с нового комплекса СПГ «Портовая», который принадлежит «Газпрому».

При этом большая часть сжиженного газа с «Ямал СПГ» поставляется по долгосрочным контрактам и именно клиенты оставили большую часть грузов в Европе, где были рекордные цены на газ. Крупнейшими европейскими клиентами первого российского арктического проекта выступают испанская Naturgy (3,2 млрд кубометров в год) и французская TotalEnergies (5,5 млрд кубометров). Последняя ранее, например, перепродавала часть газа в Азию, когда там были выше цены, а теперь оставляет в Европе. Кроме того, китайские участники «Ямал СПГ» могли перепродавать свои грузы в страны ЕС.

Еще на рост поставок могла повлиять ситуация с Gazprom Germania, которую в апреле временно национализировало немецкое правительство. У трейдера немецкого предприятия «Газпрома» есть контракт на закупку 4,1 млрд кубометров в виде ямальского СПГ, большая часть которого должна поставляться по контракту с индийской Gail. Однако с июня доставки в Индию остановились, и большая часть СПГ осталась в Европе.

Российский СПГ оказался привлекателен и тем, что не попал под новый механизм расчетов, как трубопроводное топливо, и за него платят по старой схеме в долларах и евро. Кроме того, транспортное плечо от полуострова Ямал меньше, чем, к примеру, из США, что влияет на транспортные расходы.

Как сообщало EADaily, из-за санкций и контрсанкций поставки российского трубопроводного газа в Европу снизились до рекордных 80−90 млн кубометров в сутки. «Газпром» сообщал, что экспорт в страны дальнего зарубежья составил за 9 месяцев 86,9 млрд кубометров — на 40,4% (на 58,9 млрд кубометров) меньше, чем за тот же период 2021 года.

Выходом для «Газпрома» служат рекордные цены на газ, которые позволяют компании пока получать рекордные доходы.

Источник: EADaily, 17.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики