Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil против. Работа нефтегазового проекта «Сахалин-1» остановлена

ExxonMobil против. Работа нефтегазового проекта «Сахалин-1» остановлена

Крупный нефтегазовый проект «Сахалин-1» вынужден остановить добычу. Оператором проекта изначально являлась американская ExxonMobil (ей принадлежит 30%), но в начале октября указом президента Владимира Путина все имущество передано новому российскому ООО «Сахалин-1», а функции оператора проекта — дочерней структуре «Роснефти» (российской компании в консорциуме принадлежит 20%). ExxonMobil уже заявил, что однозначно покидает проект, и даже оценил свои убытки от этого в 3,5 млрд долл. Другими акционерами являются индийская ONGC и японская Sodeco, которые пока занимают выжидательную позицию.

Добыча в рамках «Сахалин-1» ведется на шельфе острова, за 2021 год составила 11 млн тонн нефти. В этом году, согласно плану Минэнерго, удачей будет считаться достижение уровня добычи в 4,2 млн тонн. Бюджетные потери только Сахалинской области могут достичь 38 млрд руб.

По сообщениям СМИ, непосредственной причиной остановки работы является отказ американцев перевозить нефть танкерами подсанкционного «Совкомфлота», лишившегося международной страховки. Правда, перевозчик перестраховал свои риски у российского страховщика, и «близнец» проекта, «Сахалин-2», не испытывает никаких проблем при использовании судов «Совкомфлота». Но в ExxonMobil не признали приемлемым полис из РФ, и отгрузка прекратилась. В результате добытая нефть заполнила все емкости временного хранения в порту Де-Кастри, откуда сахалинское черное золото и экспортировалось, и, чтобы избежать разлива, добыча была остановлена.

«В таких сложных проектах, как сахалинские, много юридических, технологических деталей и нюансов, способных повлиять на их устойчивую работу, — поясняет заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Но в “Сахалин-2” оператора на российскую компанию сменили еще в августе, и в итоге деятельность этого проекта не прерывалась, все отгрузки производятся по графику. А в “Сахалин-1” операционное управление дочерней структуре “Роснефти” передано лишь в октябре, вероятно, нужно было это делать раньше, чтобы было больше времени на решение всех возникающих вопросов.

Проблема усугубляется еще и тем, что при остановке нефтяной добычи прекращается и добыча попутного газа, а это топливо шло на снабжение Хабаровского, Приморского краев, Сахалинской области. Газоснабжение само по себе очень важно, это социально значимый фактор, тем более накануне зимнего периода. Структурирование обоих сахалинских проектов немного отличается, но, если бы сменили оператора в “Сахалин-1” пораньше, возможно, многих сложностей удалось бы избежать».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 17.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики