Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз продолжит поддерживать высокие цены на газ

Евросоюз продолжит поддерживать высокие цены на газ

В Еврокомиссии заявили, что нашли замену двум третям импорта газа из России. Вместо него на европейский рынок будет поставляться алжирский, азербайджанский, норвежский газ и сжиженный природный газ (СПГ).

Проблема в том, что в общем объеме альтернативного импорта ЕС на СПГ приходится до 85%. Его на мировом рынке пока не хватает, поэтому плывет он туда, где платят больше. Фактически, громогласно заявляя о борьбе с высокими ценами, ЕС готов поддерживать их высокий уровень в следующем году.

От прошлогодних объемов нашего трубопроводного экспорта в ЕС две трети - это около 87-88 млрд кубометров газа. Алжир обещал нарастить поставки трубопроводами на 10 млрд кубометров, Азербайджан - на 4 млрд кубометров. С Норвегией сложнее, страна уже максимально увеличила добычу в 2021-2022 годах приблизительно на 10 млрд кубометров. Дальнейшего роста ожидать не приходится.

Многие сейчас говорят о запущенном недавно газопроводе Baltic Pipe с норвежского шельфа в Польшу мощностью 10 млрд кубометров. Но нового газа в нем пока нет. Он, возможно, частично заполнит газопровод только в 2026 году. А сейчас в эту трубу закачиваются объемы, ранее направляемые в Германию. Причем по плану в 2023 году поставки будут ограничены 6,5 млрд кубометров.

Остальной прирост импорта будет происходить за счет СПГ. Гарантию дополнительных объемов поставок здесь могут дать только долгосрочные контракты.

Как отмечает консультант "ВЫГОН Консалтинг" Иван Тимонин, с начала 2022 года европейские компании заключили ряд таких соглашений. Была подписана сделка между Uniper и Woodside Energy Trading на поставку 0,8 млн тонн СПГ в год начиная с 2023 года, а также договор словацкой SPP и американской ExxonMobil. Были и более крупные соглашения - например, между Energy Transfer и Shell на поставку 2,1 млн тонн в год, но первые отгрузки в его рамках начнутся уже существенно позже - не ранее 2026 года. 

 

Но это капля в море. К примеру, 0,8 млн тонн СПГ в год - это 1,1 млрд кубометров газа. Львиная доля новых поставок СПГ в Европу приходится на спотовые (быстрые) контракты. В этом году по ним также приобретались основные объемы нероссийского трубопроводного газа.

Спот в таких случаях обходится чрезвычайно дорого, поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. С 26 марта ЕС закачал в ПХГ около 67 млрд кубометров газа на сумму 80-100 млрд долларов. Такой же объем в прошлом году им обошелся бы в 20-25 млрд долларов. Это результат перехода на спотовое ценообразование в условиях конфликта с основным поставщиком - Россией, поясняет Гривач.

По мнению Тимонина, большая часть дополнительных объемов СПГ будет получена путем закупок на спотовом рынке и переманивания ранее предназначавшихся для Азии грузов за счет предложения ценовой премии. Таким образом, в настоящее время вопрос газоснабжения Европы решается в первую очередь за счет переплат, считает эксперт.

В результате если спрос на газ в мире в 2023 году продолжит расти, а это ожидается, то борьба Европы за дополнительные объемы газа станет главным фактором, разгоняющим мировые цены на "голубое топливо".

С учетом стремления Европы отказаться от российских поставок и связанного с этим роста спроса на СПГ, его дефицит на мировом рынке с высокой вероятностью сохранится в 2023-2024 годах. Соответственно, в этот период в Европе останется и ценовая премия для поставщиков, считает Тимонин.

С этим согласен Гривач, но с оговоркой, что сложившиеся высокие цены на газ разрушают спрос на него по всему миру. Идет повсеместное переключение на уголь. К тому же продолжаются локдауны в Китае и признаки рецессии во многих экономиках, а это оказывает влияние на спрос.

По мнению Тимонина, существенного изменения ситуации можно ожидать после 2025-2026 годов на фоне ввода новых экспортных мощностей, находящихся сегодня на стадии строительства и расположенных в первую очередь в Северной Америке и Катаре.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики