Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Bloomberg сообщило о «теневом флоте» танкеров для перевозки российской нефти

Bloomberg сообщило о «теневом флоте» танкеров для перевозки российской нефти

Для перевозки российской нефти планируется использовать суда, которые ранее доставляли иранскую и венесуэльскую нефть, отмечает агентство. Есть ли признаки создания такого флота?

Bloomberg пишет, что объемы нефти, отгруженной морским путем из России, в сентябре были выше, чем в феврале. При этом заметно снизились объемы поставок в страны Европы, но выросли поставки в Азию и неустановленным покупателям. Как отмечает агентство, это может быть связано с тем, что «для обслуживания интересов Москвы создается большой «теневой флот» танкеров с неизвестными владельцами».

По сведениям судового брокера Braemar, которые приводит Bloomberg, чтобы обеспечить экспорт на азиатские рынки 4 млн баррелей нефти в день, России нужен огромный флот. 240 танкеров, которые ранее использовались для перевозки иранской и венесуэльской нефти, для этого не хватит.

Мнение главреда сетевого издания «Морской Бюллетень» Михаила Войтенко:

— Я замечаю такую подозрительную активность в греческих водах, где постоянно присутствуют крупнотоннажные танкеры: либо российский «Совкомфлот», либо из российских портов — Новороссийск, Усть-Луга, из Балтика, около них танкеры меньших размеров. Пока такое дело замечают только в греческих водах и в общем и целом больше нигде. А как это все будет работать, ну будет работать, Иран же как-то работал и продолжает работать. Говорить о чем-то пока рано, это просто догадка Bloomberg, она, скорее всего, верна, но что и как будет дальше работать, об этом слишком рано говорить. Начнет вся эта схема работать, вычислят один-пять судов, что да, действительно, они по «серым» и «черным» схемам перевозят нефть, попытаются предпринять против них какие-то санкции, тогда уже о чем-то можно будет конкретно говорить, а пока конкретно говорить не о чем. Все равно будут возить, но это будет выживание, это не нормальная торговля.

— По информации Bloomberg, России потребуется 240 судов, которые якобы ранее использовались для транспортировки как раз иранской и венесуэльской нефти. Но по оценке брокеров, даже этого количества недостаточно, чтобы перевозить 4 млн баррелей в сутки на азиатские рынки.

— Чтобы перевозить эти самые 4 млн баррелей в сутки, много судов не требуется. «Совкомфлот» — это «Афрамакс» и «Суэцмакс» прежде всего, три самых больших типа танкеров: «Афрамаксы» — до 100 тысяч с небольшим тонн грузоподъемности, «Суэцмакс» — от 150 тысяч тонн, и от 250 тысяч тонн — это супертанкеры. И не надо 240 судов, если 240 судов небольшого тоннажа, чтобы они шныряли незамеченными, тогда, наверное. А так 240 судов, если говорить о более-менее нормальных перевозках в нормальном режиме, то этого даже слишком много.

Европейское эмбарго на поставки нефти из России по морю вступит в силу 5 декабря. Времени, чтобы найти новых покупателей, не так уж много, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Действительно, уже сейчас эти проблемы нужно решать, потому что танкеру, который идет из балтийских портов России — Усть-Луги, Приморска — скажем, в Китай или в Индию, надо дойти дней за 40, иными словами, к тому времени уже случится 5 декабря 2022 года, и эмбарго ЕС на импорт российской нефти морским путем вступит в силу. Поэтому уже сейчас нужно судовладельцам думать, как они будут поступать. Потому что, скорее всего, от тех компаний, которые зарегистрированы в западных юрисдикциях, и американский Минфин, и европейские власти потребуют отчитываться, то есть предоставлять бумаги по специальным методикам о том, не превышает ли цена в контракте, который эти компании обслуживают, судоходный прайс-кэп. Прайс-кэп пока не установлен, но по слухам это будет порядка 60 долларов на текущий момент. Ничто не помешает его потом поменять, сказать через три месяца, что теперь он 40 долларов, еще что-то. К этому надо заранее готовиться, формирование флота танкеров этому и способствует. Я думаю, что до двух третей той нефти, которая выпадает из-за эмбарго ЕС, получится перенаправить, одну треть — не получится, и, наверное, на этот объем добыча будет сокращена уже в следующем году».

Американцы уже несколько месяцев бьют тревогу, опасаясь, что европейские санкции против России могут привести к шоку на нефтяном рынке. Вашингтон, как отмечает Bloomberg, настаивает на том, чтобы перевозчикам российского сырья был разрешен доступ к услугам ЕС, особенно к страхованию, чтобы избежать скачка цен на нефть перед промежуточными выборами в США в ноябре. Для этого покупателям придется подписаться под спорным решением о введении потолка цен на российскую нефть.

В сентябре Владимир Путин говорил, что Россия откажется от поставок газа, нефти и угля, если Европа будет принимать решения политического характера, противоречащие заключенным ранее контрактам.

Источник: BFM.RU, 23.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики