Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Афера по-кишиневски: что значит правительственный кредит для "Молдовагаза"

Афера по-кишиневски: что значит правительственный кредит для "Молдовагаза"

Как будет развиваться ситуация с кредитом от правительства и к чему она может привести АО "Молдовагаз".
 
На минувшей неделе правительство Молдовы приняло решение предоставить "Молдовагазу" кредит на сумму в 1,05 миллиарда молдавских леев (54,28 миллиона долларов) для оплаты долга перед "Газпромом". На эти средства молдавская энергетическая компания расплатилась с российской стороной за сентябрьские поставки, а также, согласно действующему контракту, внесла аванс в размере 50% от общей суммы оплаты поставок за октябрь.
 
Казалось бы, каждая из сторон должна быть довольна, но во всей этой истории достаточно много подводных камней. Среди них – неподъемные проценты по кредиту, ценнейшие активы в залоге и повисший в воздухе вопрос выплаты Кишиневом исторического газового долга перед Москвой. В том, как правительство Молдовы задумало "кинуть" Россию, разбирался Sputnik.

Как Молдова дошла до такого

После прихода к власти новое проевропейское правительство Молдовы заняло довольно странную позицию относительно платы по долгам республики. Конкретно – по копившемуся многие годы долгу Кишинева перед Россией за поставки газа.
 
Согласно прошлогоднему заявлению официального представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, тело долга составляет 433 миллиона долларов, а с учетом просрочки платежей общая сумма задолженности преодолела порог в 700 миллионов долларов (и это без учета непризнанного Приднестровья).
 
Президент Молдовы Майя Санду ранее прямо заявляла, что Россия не должна настаивать на возвращении долга за потребленный газ "в сложный экономический период", а премьер-министр Наталья Гаврилица говорила, что по мнению Кишинева исторический долг за газ вовсе не должен быть частью переговоров о контракте с "Газпромом".
 
В конце сентября 2021 года контракт на поставку газа между Молдовой и "Газпромом" истек, и официальный Кишинев демонстративно уклонялся от участия в переговорах по газовому вопросу.
 
Сначала (сразу после избрания) Майя Санду дистанцировалась от переговоров по новому контракту, сославшись на то, что переговоры являются делом исключительно хозяйствующих субъектов (то есть "Молдовагаза" и "Газпрома").
 
В то же время госпожа Санду вела переговоры о поставках "голубого топлива" с Польшей, Австрией, высокопоставленными чиновниками ЕС и США, но все безрезультативно (тут о деле исключительно для хозяйствующих субъектах речи почему-то не шло). Какие-то небольшие объемы, конечно, были поставлены различными западными компаниями, но полноценной альтернативой "голубому топливу" из России их не считают даже в нынешнем молдавском правительстве.
 
Вместе с тем Кишинев в ходе переговоров по новому "газовому" контракту с Москвой пожелал продолжить следовать правилам Евросоюза, которые требуют либерализации газовых рынков и усиления конкуренции - то есть цена на газ должна быть рыночной, а долгосрочных контрактов быть не должно.
 
Стоимость одной тысячи кубометров газа на рынке тем временем уверенно стремилась к двум тысячам (по прежнему контракту Молдова покупала тысячу кубометров газа из России в среднем за 148), но предложения "Газпрома" отложить выполнение правил Евросоюза для сохранения приемлемой цены "голубого топлива" в Кишиневе моментально отвергли.
Как итог – в октябре прошлого года контракт был продлен фактически на молдавских условиях. Срок контракта – пять лет, объем поставок – 3,3 миллиарда кубометров газа в год (около 9 миллионов кубометров в сутки). Формула ценообразования также была предложена Молдовой – цена на газ стала частично привязана к нефтепродуктовой корзине и частично – к спотовым ценам на газ в Европе.
 
Помимо обязательства "Молдовагаза" своевременно платить за потребленный газ (спойлер – оно регулярно нарушалось), в новый контракт внесли пункт, обязующий молдавскую сторону провести аудит своего исторического долга и до первого мая заключить с "Газпромом" договор об урегулировании данной задолженности.
 
На деле же все оказалось совсем иначе: "Газпром", согласно контракту, продолжил поставки "голубого топлива" в Молдову, рыночные цены, на которые так уповали в Кишиневе, продолжали бить рекорды, "Молдовагаз" стал раз за разом опаздывать с платежами и просить "Газпром" предоставить отсрочку, а аудит исторического долга так и не был проведен по сей день (обещают вроде как к концу января 2023 года).
 
"Газпром" вся эта история с неоднократными нарушениями контракта, вполне естественно, не устроила, и в начале октября российская компания пригрозила Кишиневу, что в случае отсутствия своевременной оплаты (до 20 октября) поставки будут просто-напросто прекращены. И вот тут у кишиневских Остапов Бендеров появилась гениальная идея…

Афера по-кишиневски

В среду вечером – 19 октября – вице-премьер, министр регионального развития и инфраструктуры Молдовы Андрей Спыну заявил, что власти выделяют "Молдовагазу" кредит в размере 1,05 миллиарда молдавских леев (около 54 миллионов долларов).
 
С помощью этих средств "Молдовагаз" смог своевременно рассчитаться с "Газпромом" за сентябрь, а также внести аванс за октябрь.
Срок погашения кредита установлен до первого мая 2023 года. Проценты равны базовой ставке Нацбанка Молдовы – 21,5% годовых.
 
В качестве реальной гарантии возврата кредита и выплаты процентов молдавские власти под полный залог взяли 100% доли "Молдовагаза" в уставном капитале ООО "Молдоватрансгаз" (вместе с активами, переданными ему в хозяйственное ведение "Молдовагазом").
 
Говоря простыми словами, правительство Молдовы взяло в залог всю газотранспортную систему республики.
 
Наталья Гаврилица тогда же заявила, что теперь – когда "Молдовагаз" наконец-то своевременно расплатился за поставленный газ – перекрытие поставок "Газпромом" может произойти только по политическим причинам, а не по коммерческим. "И в этом случае мы подадим в суд", - сказала премьер-министр республики (про ряд вышеупомянутых нарушений контракта, которые могут привести к прекращению поставок, госпожа Гаврилица тактично умолчала). 
 
Разберемся подробнее в правительственном кредите для "Молдовагаза". Компания регулярно сталкивается с проблемами со своевременной оплатой за поставленное "голубое топливо" и регулярно просит российскую сторону предоставить отсрочку. И даже такую сумму (54 миллиона долларов) им пришлось брать в кредит, чтобы расплатиться по долгам.
Для понимания: согласно заявлению главы "Молдовагаза" Вадима Чебана, в сентябре республика закупила "голубого топлива" приблизительно на 90,5 миллиона долларов, из которых сама могла заплатить лишь 36,9 миллиона долларов.
 
Так какова вероятность, что к первому мая следующего года компания сможет вернуть всю эту сумму (которая с учетом процентов вырастет примерно до 58 миллионов долларов) правительству и продолжить своевременно расплачиваться с "Газпромом"? Выглядит она, прямо скажем, достаточно невысокой.
 
Тем более с учетом нынешних сложностей в прогнозировании как рыночных цен на газ, так и грядущих нефтяных котировок, от которых в зимний период будет зависеть стоимость "голубого топлива" для Молдовы согласно контракту (напомним, со следующего месяца страны ОПЕК+ договорились значительно сократить добычу, а какие договоренности будут в ближайшем будущем в текущих геополитических реалиях и как они отразятся на рынке можно только догадываться).
 
И при таком развитии событий в мае следующего года правительство заберет, по сути, единственный ценный актив у "Молдовагаза" - всю газотранспортную инфраструктуру в республике (включая газопроводы).
 
При этом, что важно понимать, фактически принадлежит этот актив "Газпрому" – российская компания контролирует 51% акций "Молдоватрансгаза", владеющего данной инфраструктурой.
 
Законны ли действия? Скорее нет, чем да. В этом призналась и Наталья Гаврилица, по словам которой договор о кредите заключен без предварительного одобрения административных советов и/или их общих собраний (то есть, без участия "Газпрома", также являющегося и акционером "Молдовагаза").
 
"Мы действовали через Комиссию по чрезвычайным ситуациям с отступлением от положений закона, которые требовали бы решения Административного совета для утверждения этого залога", - заявила ранее премьер-министр.
 
То есть: правительство Молдовы незаконно навязывает кредит компании без ведома ее главного акционера, а в залог берет ее ценнейший актив. Кредит, при этом, изначально выглядит неподъемным для этой самой компании, а значит кто-то просто занимается своего рода рэкетом.
 
По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислава Митраховича, Кишинев вполне может пойти на такой шаг, как национализация доли "Газпрома" в "Молдовагазе" и других инфраструктурных предприятиях.
 
"Германия показала, что это вполне возможно, когда Берлин фактически национализировал предприятие Gazprom Germania, владевшее долями в подземных газовым хранилищах Германии. Риск национализации активов "Газпрома" в Молдове, конечно, тоже есть", – считает эксперт.
 
Резюмируя: весной в случае невыплаты долга официальный Кишинев национализирует газотранспортную инфраструктуру и, вероятнее всего, "кинет" "Газпром" со словами: "Молдовагазу" мы больше помогать не намерены, его исторический долг перед вами – это ваши с ним проблемы, сами с ними разбирайтесь, да и в целом - делайте, что хотите".
 
"А сам "Молдовагаз", оставшийся без газотранспортной сети, по сути будет представлять из себя пустышку, – соглашается с данным предположением ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. – Основной актив – газотранспортная система – будет переведена на баланс государства, и "Газпрому" просто нечего будет потребовать с этой компании. Россия в таком случае останется просто ни с чем".
 
И в таком случае получится, что власти Молдовы и "отжали" наиболее ликвидные активы у компании в свою собственность, и долг могут не отдавать.
 
Пройдет ли данная афера Кишинева безболезненно для населения Молдовы, да и пройдет ли она вообще? Ведь так просто "соскочить" с исторического долга вряд ли удастся – он однозначно останется тем самым Дамокловым мечом, который в один момент просто-напросто "перерубит" поставки газа в республику, если официальный Кишинев не соизволит начать выполнять свои обещания и осуществлять выплаты по долгу.
 
Ведь российская сторона уже подала Кишиневу довольно четкий сигнал о том, что поставки газа в случае невыполнения условий контракта могут быть прекращены. И такая провокация, родом из "лихих 90-х", вполне может оставить власти без 54 миллиона долларов в бюджете после победы "Газпрома" в международном арбитраже (поскольку кредит выдан в обход закона без участия главного акционера). И это притом, что дефицит бюджета Молдовы на текущий год и так заложен на уровне 855 миллионов долларов, поэтому такая расточительность в обращении с государственными деньгами крайне нежелательна.
 
В худшем же сценарии развития событий население Молдовы может остаться без газа уже этой зимой из-за такой провокации властей.

В общем-то, все это время "Газпром" шел навстречу молдавским властям и потребителям, давал отсрочки и закрывал глаза на откровенное затягивание выплат по историческому долгу. Но насколько хватит этого терпения и куда своими действиями приведут Молдову ее нынешние руководители – большой вопрос.

Автор: Вадим Павлов

Источник: Sputnik Молдова, 24.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики