Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потолок цены на нефть из России: идею санкций трансформировали в ловушку для ОПЕК

Потолок цены на нефть из России: идею санкций трансформировали в ловушку для ОПЕК

Вашингтон выступает за лимит цены на российскую нефть в $ 60 за баррель. Это выше, чем планировали ранее. Концепция санкционного давления изменилась на идею устроить ловушку для ОПЕК, считают эксперты.

Американские власти выступают за введение достаточно высокого потолка на российскую нефть. Вашингтон намерен убедить коллег по «Большой семерке» остановиться на $ 60 за баррель. Как сообщает Bloomberg, в Белом доме считают, что такой подход сохранит российскую нефть на рынке, так как останется стимул для производства. В то же время цены на сырье расти не будут и получится избежать скачков цен. В Минфине США указали, что в течение последних 3−5 лет средняя цена сорта Urals составляла $ 63-$ 64, по данным Argus Media.

Ранее о потолке в $ 60 за баррель говорила и министр финансов США Джанет Йеллен.

«Потолок цены действительно высокий, что стало для многих неожиданностью, так как он должен был сдерживать доходы России. Очевидно, концепция потолка как санкций переходит к концепции стремления США вообще влиять на мировые цены на нефть, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Идея может состоять в том, чтобы Индия и Китай надавили на Россию, заставляя продавать по такой цене: вроде и цена не низкая, и страны не будут нарушать санкции. Так как речь идет о больших объемах, то при таком варианте другим производителям придется конкурировать с поставками российской нефти и самим снижать цены. В результате вся нефть подешевеет. Конечно, Россия не должна соглашаться на лимит цен и должна указывать на это Китаю и Индии: скидки и потолок цен — разные вещи».

В данном случае важен даже не уровень ценовой планки, а прецедент политического регулирования цены на базовый товар, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. По его мнению, поэтому первый опыт внедрения такой схемы проводится в достаточно щадящем режиме. «При этом США не станут вводить вторичные санкции за покупку российской нефти по цене выше планируемого лимита, а будут добиваться реализации этих мер экономическими стимулами», — добавляет эксперт.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов замечает, что говорить о существовании «естественного» уровня дисконта на российскую нефть трудно, поэтому и жизнеспособность предложений «Большой семерки» вызывает вопросы.

«Несмотря на все разговоры о введении лимита цен на российскую нефть пока ситуация выглядит прямо противоположной, так как дисконт на Urals к цене Brent снизился до $ 18,68 за баррель, что уже меньше 30% уровня, о котором принято говорить на рынке с начала марта», — говорит эксперт.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков поясняет, что для России согласие на потолок цен будет иметь негативный эффект в двух направлениях.

«Во-первых, никто не сказал, что потолок фиксированный и он не будет снижаться. Во-вторых, $ 60 за баррель нам недостаточно, так как бюджет на следующий год сверстан из $ 70. И по такой примерно цене со скидкой мы торгуем сейчас. Кроме того, потолок цен на нефть может быть лишь первым ограничением, который может распространиться потом на весь экспорт, чтобы полностью контролировать наши доходы», — эксперт замечает, что другие экспортеры нефти тоже не будут в восторге от потолка, если его придерживаться: «Саудовская Аравия мягко намекает, что его нельзя поддерживать: сегодня — вас, а завтра — и нас. По крайней мере, мы видим открытый конфликт между Эр-Риядом и демократической администрацией Джо Байдена. В этой ситуации и остальные производители нефти с опаской смотрят на ситуацию и следят за реакцией России».

Москва изначально заявила, что не будет поставлять нефть тем странам и компаниям, которые присоединяться к коалиции ведения лимита на российскую нефть.

«Как показывает опыт санкций против таких „токсичных“ производителей, как Иран и Венесуэла, нефть их продолжала поступать на рынки, но в чуть более низких объемах из-за потери традиционных рынков сбыта. Главное, что приносят такие санкции — это удлинение цепочек посредников при продаже. Чем более жестко контролируются данные санкции, тем длиннее становились эти цепочки. В итоге, страна-производитель ощутимо теряет прибыль от продажи сырья», — говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

Страны «Большой семерки» планируют контролировать лимит цены на российскую нефть тем, что морские перевозчики и страховые компании обязаны будут предоставлять справки от заказчиков о цене партий грузов. Однако это сработает только в том случае, если компании будут европейскими, так как именно им грозят вторичные санкции.

Эксперты отмечают, что российские предприятия сейчас формируют свой флот, чтобы, например, не зависеть от греческих или кипрских судовладельцев.

«Если у России будет достаточно своих танкеров, то она будет перевозить сама и страховать у российских компаний. Как мы видим, клиентов — Турцию, Индию, Китай и страны Юго-Восточной Азии — это устраивает», — замечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Как сообщало EADaily в начале сентября, в декабре Европа откажется от российской нефти, а с февраля — от нефтепродуктов. Изменение глобальных потоков нефти удлинит маршруты и сделает их более затратными. Обеим сторонам понадобится большое количество дополнительных танкеров, заявляют судовладельцы. Для России ситуацию усложняют планы «Большой семерки» запретить транспортировку и страхование ее нефти и нефтепродуктов в страны, которые не поддержат лимит цен. Однако есть «серый» танкерный флот, который уже наращивают под Россию.

«Возможно, самые интересные процессы происходят вокруг стоимости танкеров 10-летнего возраста и старше, — говорилось в еженедельном отчете сингапурских брокеров Gibson Shipbrokers. — Самый большой рост зафиксировали на 15-летние суда класса Suezmaxes, которые подорожали на внушительные 58,5% в этом году. В то же время 10-летние VLCC выросли в цене на 20,5%. Подорожание спровоцировали запросы в основном покупателей с Ближнего Востока, из России и Азии, которые создают флот для перевозки российской нефти».

Брокеры отмечали, что также вырос спрос на танкеры Suezmax и Aframax ледового класса для перевозок по Северному морскому пути и продавцам надо ловить момент, пока не вступили в силу санкции ЕС.

Источник: EADaily, 24.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики