Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовое партнерство крепчает

Газовое партнерство крепчает

Как строятся взаимоотношения Турции и России по вопросу поставки топлива

В Кремле не увидели проблем в просьбах Турции о скидках на газ. «Есть мировая конъюнктура для торговли. Никто не собирается выходить за грани разумного. Это понимают и наши турецкие партнеры»,— заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос “Ъ FM”. О том, что Анкара рассчитывает получить от «Газпрома» скидку и отсрочку по платежам за газ, в интервью Financial Times заявил министр финансов страны. По его словам, по обоим вопросам ожидаются «хорошие новости».

Что касается отношений с Москвой, Турция отличается от других покупателей российского газа, напомнил Дмитрий Песков: «Турция занимает позицию отличную от стран коллективного Запада и сохраняет возможность для использования своих посреднических услуг. Анкара следует своим национальным интересам в плане продолжения торгово-экономических отношений с нашей страной, она не присоединилась к санкционным упражнениям коллективного Запада.

В этом плане она выгодно отличается как с точки зрения самого турецкого народа, так и с точки зрения наших двусторонних отношений. Действительно, Анкара в настоящий момент является одним из крупнейших получателей российского газа, с Турцией нас связывает одна из крупнейших газопроводных систем "Турецкий поток", которая имеет серьезный потенциал к расширению. И как эти вопросы, так и связанные с поставками газа, действительно, находятся на повестке дня и контактов на высшем и на рабочем уровне, и они продолжаются.

Естественно, многоформатное сотрудничество подразумевает постоянный контакт. Есть мировая конъюнктура для торговли газом, и, разумеется, никто не собирается выходить за грани разумного — это понимают и наши турецкие партнеры, и мы. Поэтому здесь мы никаких оснований для такой обеспокоенности не видим».

В Минэнерго Турции также заявили, что достигли с Москвой соглашения о строительства газового хаба на своей территории. Турецкая сторона начала выполнять свою часть работы. Как ранее заявлял Владимир Путин, Анкара также согласилась частично оплачивать газ в рублях. В этой ситуации «Газпром», скорее всего, будет вынужден пойти на уступки, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Турция в этом году точно станет крупнейшим потребителем российского газа, забрав этот статус у Германии.

Страна прекрасно понимает, что у России сложности с поставками в Европейский союз и что эти объемы быстро перенаправить на другие рынки не получится. Соответственно, идет торг как на восточном базаре, тем более у Эрдогана выборы в следующем году. Аспект газового хаба тоже не стоит забывать. История переговоров с турецкой стороной знала такого рода уловки.

Компания Botas, например, в свое время заявила, что турецкий рынок либерализируется, поэтому часть контрактов надо перевести в частные компании, это соответствует европейским установкам. Когда контракты перевели, начались сложности с оплатой, с выполнением договоров. Покупатель всегда заинтересован в том, что, если он не угадал, какая будет цена через пять лет, перенести эти сложности на продавца, что и сделали.

И до сих пор все деньги "Газпром" не вернул. Турция — достаточно диверсифицированная страна. У нее СПГ-терминал, азербайджанский, иракский газ. Потенциально есть варианты с Ираном, но опять же вопрос цен тоже довольно важен. России все равно обыгрывать своих оппонентов и на турецком рынке, и на рынке Европы. Просто на втором не дают конкурировать.

В Турции мы вправе рассчитывать на более рыночную конкуренцию, и она это понимает. Так что здесь я не стал бы говорить, что Анкара осознает, что России некуда деваться. У нас было огромное количество политических противоречий по той же по Сирии.

И в этом плане Турция — как раз пример страны, которая все-таки умудряется держать политические аспекты отдельно от экономических».

Последуют ли примеру Анкары другие партнеры «Газпрома»? Директор по энергетическому направлению фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов считает, что в отличие от Турции у них мало рычагов влияния на Москву: «Отсрочку по платежам просила Молдавия. Мы в данном случае заняли жесткую позицию, Кишинев выплатил всю задолженность за поставки газа за последние месяцы. Если говорить о других странах — Венгрии, Сербии — для последней мы и так поставляем газ по цене ниже той, которая устанавливается сегодня на рынке европейских стран без привязки к стоимости на газовых хабах, например, на TTF.

Поэтому в принципе говорить о том, что предложение Турции и его удовлетворение российской стороной может привести к какой-то цепной реакции от других потребителей российского газа, я бы не стал. По итогам этого года все хорошо. Мы все-таки живем с конца прошлого года в условиях высоких цен на газ на мировых рынках. "Газпром" получил рекордное количество выручки, особенно в первом полугодии 2022-го, когда поставки в европейские страны шли практически в полном объеме.

Сейчас, безусловно, объемы сократились зачастую по независящим от нас причинам. Я имею в виду подрывы "Северных потоков", уменьшение украинского газового транзита. В этом году у российской стороны в плане поступлений проблем не возникнет. Другое дело, следующий год: ситуация будет определяться теми объемами, которые мы реально сможем поставлять в Европу. На данный момент это порядка 30-35 млрд кубометров, притом что еще по итогам прошлого года объемы поставок превышали 140 млрд кубометров».

В Евросоюзе тем временем обсуждается возможность введения потолка цен на российский газ. Как пишет Bloomberg, привлечь к участию в механизме могут импортеров за пределами ЕС, в частности, Великобританию и Швейцарию. Такие рекомендации, по данным агентства, Еврокомиссия выпустила в преддверии встречи министров энергетики стран ЕС, которая состоится 25 октября. Как отмечается, ЕК предложит установить предельную цену на газ для выработки электроэнергии на уровне в €100-120 за мегаватт-час.

Авторы: Елизавета Скобцова, Илья Сизов

Источник: КоммерсантЪ FM, 25.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики