Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климатические репарации в центре повестки форума COP27

Климатические репарации в центре повестки форума COP27

От развитых стран требуют ежегодные гранты на 100 миллиардов долларов

Российская делегация едет на климатическую конференцию ООН в Египте с требованием отмены технологических санкций против России. Но результата не будет, считают эксперты. Хорошо уже то, что РФ, вероятно, избежит требований ежегодных климатических репараций в 100 млрд долл.

Климатические репарации должны быть в центре обсуждений на климатической конференции ООН (COP27), которая начнется в ближайшее воскресенье. Такой тезис продвигают участники и эксперты Всемирного экономического форума (WEF). Конференция COP27 проходит на фоне катастрофических наводнений в Пакистане и Нигерии, рекордных засух на Африканском Роге и в Китае, длительных периодов тепловых волн над Европой и Индией и рекордных ураганов, обрушившихся на США.

Обсуждение будет сосредоточено на том, должны ли богатые страны, которые выбрасывали большую часть углекислого газа, исторически подпитывающего изменение климата, компенсировать «потери и ущерб» развивающимся странам, которые не внесли существенного вклада в проблему и не подготовлены к ее последствиям, считают во Всемирном экономическом форуме. Там напоминают, что еще в 2009 году развитые страны обязались выделять по 100 млрд долл. ежегодно, но так никогда и не сделали этого. Теперь цель выделения этой суммы перенесена на 2023 год. На саммите в Египте развитые страны столкнутся с давлением развивающихся стран, которые будут требовать выплат ущерба и потерь – то есть своеобразных климатических репараций. Официальный термин «потери и ущерб» подразумевает те негативные последствия изменения климата, которых нельзя избежать с помощью защитных мер, адаптации или подготовки к рискам стихийных бедствий.

Самый яркий пример «ущерба и потерь» – это последствия наводнений в Пакистана, общие потери от которых оцениваются в 40 млрд долл. Сегодня в Пакистане говорят о финансовом и гуманитарном кризисе, а власти требуют от глобальных кредиторов списаний или рассрочек по внешнему долгу.

К 2050 году экономические потери и ущерб в развивающихся странах оцениваются в 1–1,8 трлн долл. Но деньги от развитых стран требуют немедленно.

Развитые страны возражают против термина «климатические репарации или компенсации» и против самого принципа выплат за что-либо, сделанное в прошлом. Они признают лишь необходимость «климатического финансировани» в целом, без упоминания слова "компенсации», – объясняет директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. По его словам, развитые страны уже предоставляют около 85 млрд долларов в год в виде кредитов, финансирования проектов и программ, а также грантов. Развивающиеся страны, естественно, добиваются увеличения общей суммы до 100 и более миллиардов в год, но особенно роста доли грантов и сокращения доли кредитов. Больших средств на меры адаптации. Приоритет политики развитых стран – это финансирование с привлечением частных средств и коммерческое страхование ущерба.

«Конечно, нужно адаптироваться заблаговременно, это касается всех», – объясняет эксперт. «Например, Москва провела мероприятия по адаптации к более сильным ветрам – не 20, а 30 метров в секунду. В частности, были укреплены автобусные остановки и другие потенциально опасные конструкции. И теперь потенциальный ущерб будет меньше», – рассказывает Кокорин. По его словам, сегодня многие страны сталкиваются с гораздо более интенсивными, пусть и более редкими осадками, что создает опасность селей, наводнений , а затем засух. Адаптироваться к такому изменению климата вполне возможно, но действовать и получать финансирование надо заранее.

У российских чиновников свои надежды на климатический саммит. Россия на конференции ООН по изменению климата COP27 будет продвигать вывод низкоуглеродных технологий из-под санкций, заявил первый замглавы Минэкономразвития России Илья Торосов. Но Алексей Кокорин отмечает, что никаких практических решений по этому вопросу в Египте принято быть не может, так как это не входит в мандат конференции и ее повестку дня.

«У России, как и других стран, на климатических переговорах есть свои приоритеты. Сейчас к ним можно отнести продвижение технологической нейтральности, поддержку проектов по поглощению парниковых газов, противодействие дискриминационным климатическим мерам в международной торговле. Санкции против РФ объективно создают препятствия как для достижения национальных климатических целей, так и для развития климатического сотрудничества и поддержки сокращения выбросов и увеличения их поглощения в других странах», – объясняет Ирина Поминова, руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок (ЦСР). По ее словам, понимание этой логики есть и на Западе. В середине прошлого года, во время визита спецпредставителя президента США по климату Джона Керри в Москву вопросы смягчения санкций для климатических проектов уже поднимались. «На конференции в Египте в текущих геополитических условиях решения по санкциям маловероятны, но поднимать и обсуждать этот вопрос нужно», – считает Поминова.

На переговорах о выделении 100 млрд долл. помощи следует вспомнить о статусе России как страны с переходной экономикой, которая не имеет обязательств по оказанию финансовой помощи, но и не является ее целевым получателем. При этом Россия может оказывать поддержку развивающемся странам на добровольной основе, что она и делала, отмечает Перминова. Вопрос о финансовых обязательствах стран со статусом переходной экономики может быть поднят, но решение по нему должно быть коллективным, то есть без учета мнения этих стран оно принято не будет.

Между тем в России уже готовы пересматривать планы по реализации низкоуглеродных проектов. Так, вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия намерена пересмотреть планы по экспорту водорода в сторону снижения.

«Россия до сих пор подвержена бюрократической инерции по реализации низкоуглеродных инициатив, хотя очевидно, что в условиях масштабной экономической войны Запада против России есть другие, куда более важные приоритеты, чем зеленая повестка», – отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Тем более что отход от этой зеленой повестки реализует сама Европа через увеличение использования угля или планов добычи газа с помощью фрекинга. «Прежние аргументы о приспособлении к трансграничному углеродному налогу ЕС (CBAM) уже неактуальны – с российского рынка российских поставщиков все равно выбрасывают по политическим санкционным мотивам», – отмечает Митрахович.

Президент РФ Владимир Путин не будет участвовать в 27-й конференции ООН по изменению климата, сообщил советник главы государства Руслан Эдельгериев.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 31.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики