Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Президент Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции

Президент Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции

Выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя-2022», президент РФ Владимир Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции взамен не работающих сегодня газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2».

По словам российского лидера, после диверсии на «Северных потоках» утраченный объем транзита можно было бы переместить из Балтийского моря в черноморскую акваторию для обеспечения большей безопасности. «Сделать, таким образом, основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, — если, конечно, в этом заинтересованы наши парт­неры. Но в целом экономическая целесообразность, конечно, есть, и уровень безопасности здесь, судя по последним событиям, конечно, значительно выше», — объяснял президент России.

Это заявление, похоже, было неожиданным для турецкой стороны. «Мы впервые слышим о вопросе снабжения Европы обходными маршрутами, о котором говорил в своем выступлении президент Путин. Поэтому пока рано давать оценки», — процитировало министра энергетики Турции Фатиха Донмеза Reuters. Правда, на следующий день глава РФ проинформировал турецкого лидера, а еще через день уже сам Эрдоган заявил, что международный газовый хаб будет создан в европейской части страны в кратчайшие сроки.

Естественно, поддержал идею политического руководства страны и глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Утерянные мощности на севере, на Балтике, могут быть перенесены в Черное море — это актуальная и своевременная постановка вопроса», — сказал он. Миллер полагает, что черноморский маршрут гораздо безопаснее, чем балтийский. Газопровод «Турецкий поток» проходит только через две экономические зоны и через территориальные воды двух стран — России и Турции. Глубина моря там гораздо больше, чем на балтийской трассе, — 2 км 150 м против 210 метров. «Турецкий поток» показал себя как надежный маршрут поставок газа как в Турцию, так и на европейский рынок», — заявил руководитель «Газпрома».

Столь быстрый темп развития инициативы создания нового газового центра оставляет множество вопросов: что это будет за хаб, зачем он нужен и как будет работать? Наиболее понятной в истории с новым проектом является общая идея российского руководства. РФ полностью меняет свою стратегию в вопросе взаимодействия с европейскими потребителями газа. Если ранее десятилетиями Москва стремилась довести газ до конечного потребителя в Европе, строя за собственный счет газопроводы и беря на себя риски при доставке топлива, то теперь Россия разочаровалась в такой стратегии. Ведь мало того что европейские политики и общественность не воспринимали подобные действия со стороны РФ как свидетельство желания конструктивно сотрудничать. Это стало трактоваться еще и как угроза. В ответ российское руководство инициирует теперь пересмотр стратегии продаж газа европейским клиентам: если вы не хотите, чтобы мы доставляли газ непосредственно на ваши рынки, тогда мы будем передавать его на границе Европы, а дальше вы сами тяните газ до своих потребителей — стройте за свой счет инфраструктуру, берите на себя все риски по транзиту и т. д.

Озвученная идея создания турецкого хаба для поставок российского голубого топлива в ЕС выглядит достаточно неожиданно, но лишь на первый взгляд, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Идея создания хаба для продажи российского газа в страны Евросоюза на территории Турции обсуждалась еще на стадии реализации проекта «Турецкий поток», напоминает эксперт. Один из вариантов предполагал, что такой хаб будет создан на турецко-греческой границе и страны ЕС станут самостоятельно строить инфраструктуру для приема газа из РФ на своей территории.

Кроме того, отмечает Громов, еще ранее, в рамках реализации проекта «Южный поток», предшественника «Турецкого потока», предполагалось, что общая мощность трубопровода для поставок российского газа по дну Черного моря составит 63 млрд куб. м в год. Таким образом, у РФ уже существует «трубопроводный» задел как минимум на своей территории для удвоения поставок по южному коридору. Остается лишь достроить необходимые трубы на 31,5 млрд куб. м. в рамках существующего маршрута «Турецкого потока» через Черное море и согласовать с Анкарой условия дальнейшего партнерства в части маркетинга российского газа на европейском рынке, полагает эксперт.

«Это не новая идея, — соглашается со своим коллегой замес­титель директора Фонда национальной энергетической без­опасности Алексей Гривач. — Ее уже обсуждали в 2014 году, когда Болгария под нажимом старших товарищей сорвала реализацию проекта «Южный поток». Тогда мы сразу же договорились с Турцией о перенаправлении всех четырех планировавшихся ниток к ее побережью с дальнейшим созданием газораспределительного хаба на границе Турции и ЕС». Этой перспективы очень испугались в Западной Европе, говорит эксперт, после чего предложили вместо большого проекта в направлении Турции построить еще один газопровод через Балтийское море, чтобы не стать чрезмерно зависимыми от турецкого транзита. Сейчас проблема Турции состоит в недостаточном объеме газа, который поступает на ее территорию, и в невозможности поставлять оттуда продукцию широкому кругу потребителей», — констатирует аналитик.

А вот независимый эксперт по энергетике Александр Собко обращает внимание на множество технических трудностей, стоящих перед данным проектом. «Северное направление, конечно, более удобное, чем южное. Во-первых, в северо-западной Европе находятся основные центры потребления. Разве что в Италию проще будет поставлять. Во-вторых, нет потенциальной конкуренции в будущем с газом из других источников, например, из Восточного Средиземноморья и дополнительных объемов из Азербайджана», — считает эксперт. Он отмечает также, что непонятна ситуация с подводящим коридором по территории России, поскольку в «Газпроме» заявляли о демонтаже лишних труб для «Южного потока». Кроме того, большие объемы газа при нынешней инфраструктуре на юге ЕС возможно будет доставить, очевидно, только до Австрии. «Сложная история в любом случае, особенно сейчас, когда у ЕС есть планы по отказу от газа вообще и российского особенно», — заключает Собко.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 31.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики