Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал выгоды для белорусской экономики от запуска БелАЭС

Эксперт назвал выгоды для белорусской экономики от запуска БелАЭС

3 ноября исполняется 2 года с момента подключения к сети первого реактора Белорусской АЭС, построенной по российским технологиям. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, благодаря строительству объекта в стране возникла целая новая отрасль и появилась своя школа кадров, республика стала полноценной ядерной державой. Как отмечали в «Росатоме», развитие атомной энергетики стало особенно актуальным в условиях санкций, а проект БелАЭС входит в число приоритетных для госкорпорации. Москва и Минск регулярно обмениваются опытом по модернизации работы станции.

Россия – мировой лидер в области ядерных технологий. Российские АЭС являются одними из самых безопасных, а российская корпорация «Росатом» – один из самых надежных поставщиков продукции атомной промышленности. Проект Белорусской АЭС предусматривает строительство двух энергоблоков, первый из которых был запущен в 2020 г., а второй планируется сдать в промышленную эксплуатацию в 2022 г. Согласно проекту, выработка электроэнергии двумя блоками БелАЭС обеспечит примерно половину от электропотребления всей страны.

В Минске подчеркивали, что к июню 2022 г. запуск первого блока станции позволил республике сэкономить более $390 млн или 1 млрд бел. руб. При этом в правительстве также допускают расширение станции. По сообщению Минэнерго республики, БелАЭС позволила заместить значительную часть других видов топлива, удешевить производство электроэнергии, повысить электропотребление, что дало импульс развитию экономики страны в целом. В ЕЭК также признали успех Минска в атомной энергетике и заявили о планах внедрить белорусский опыт в рамках ЕАЭС. Подробнее о выгодах работы БелАЭС для экономики Беларуси рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Игорь Валерьевич, в ходе недавней поездки на станцию министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич отметил ее значительный вклад в укрепление энергетической безопасности страны. В чем это выражается?

– До ввода в строй АЭС большая часть электроэнергии в Беларуси производилась на газовых станциях, и поэтому она хоть немного разбавляет эту «гегемонию» газа. К тому же, с точки зрения энергетического баланса всегда выгодно и безопасно, чтобы один источник энергии не доминировал так сильно, как это было до запуска атомной станции. Более 95% электроэнергии Беларуси вырабатывалось на газовых станциях, а теперь часть энергии вырабатывается на АЭС, поэтому основное ее значение заключается в дегазификации энергетического баланса.

– Сколько БелАЭС позволяет республике экономить на газе?

– По нынешним меркам цены на газ для Беларуси воспринимаются как «копеечные», поскольку составляют до $129 за тыс. кубометров. Например, в Европе летом цена на газ взлетала до $3 тыс. за кубометр. Но, конечно, БелАЭС позволяет экономить. Один энергоблок атомной станции позволяет экономить около 3 млрд куб. м газа в год. Соответственно, два энергоблока, которые предусмотрены на станции, позволят сэкономить почти 6 млрд куб. м газа в год. Условия работы БелАЭС довольно комфортны для Минска, и это более выгодно, чем закупать такой объем газа у России. Это большой объем, поскольку Беларусь у России закупает порядка 20-21 млрд куб. м газа в год.

– По словам премьер-министра Беларуси Романа Головченко, республика рассматривает вопрос об экономической целесообразности строительства дополнительных энергоблоков на БелАЭС. При каком сценарии это может быть актуально?

– Здесь прежде всего возникает вопрос финансирования. Возможно, Минск и готов построить дополнительные блоки, но тут надо вспомнить, что Россия давала кредит на строительство атомной станции, и его часть осталась неизрасходованной после завершения строительства. Были договоренности, что средства останутся в Беларуси и будут использованы на других проектах. Остается открытым вопрос, сможет ли Минск через «Росатом» договориться о предоставлении еще одного кредита для строительства новых блоков. Какие при этом могут быть условия, тоже неизвестно, но безвозмездный вариант в сегодняшних реалиях вряд ли возможен. Решение по кредиту для первой станции принималось в гораздо более комфортных экономических условиях для России.

К тому же, «Газпром» сейчас теряет европейский рынок. Поэтому, если будет радикально сокращаться еще и белорусский рынок, это, конечно, для него будет невыгодно. В прошлом году «Газпром» в Европу поставил 155 млрд куб. м газа, а его крупнейшими покупателями были Германия, Италия и Турция. Доля, которую потребляла Беларусь, стоит на втором месте после Германии. Если кто-то отказывается от покупок газа, то «Газпрому» приходится снижать уровень добычи, чего, конечно, ему делать не хочется. Отсюда большой вопрос, будет ли Россия одобрять строительство новых энергоблоков.

Беседовал Владимир Крапоткин

Источник: Евразия.Эксперт, 03.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики