Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порог нефтяных цен повторяет функции бюджетного правила

Порог нефтяных цен повторяет функции бюджетного правила

Запад хочет оставлять себе доходы от российского экспорта уже без участия правительства РФ

Большую часть своих нефтяных доходов российское правительство отправляло на Запад путем скупки валютных активов по так называемому бюджетному правилу. Сегодня воюющие с РФ страны стараются восстановить такое изъятие нефтяных доходов. Но только уже без транзита через российскую казну. А напрямую – через назначение потолка нефтяных цен (price cap). Тем самым западный союз воспроизводит тот же механизм откачки нефтяных доходов, который раньше реализовывало бюджетное правило. В Вашингтоне уверены, что российские власти продолжат вывоз нефти даже после введения новой формы нефтяного оброка для РФ.

Через месяц, 5 декабря, вступают в силу европейское эмбарго на российскую нефть и ограничения антироссийского альянса на стоимость этого топлива. Обсуждаемый пока порог цены – 60 долл. – лишь немногим отличается от той, по которой в реальности вынуждены продавать российские компании, предоставляющие дисконт новым потребителям. Российские официальные лица заявляют, что на ограничения не пойдут. Эксперты «НГ» не исключают, что на несколько ближайших месяцев возможен компромисс, пока цены со скидкой будут совпадать с ценовым потолком. При этом сам новый механизм изъятия российских доходов представляется даже худшим по сравнению с бюджетным правилом, которое снимало «лишние» доходы нефтяников для пополнения резервов.

Коалиция стран, входящих в G7, и Австралия договорились установить price cap – фиксированную максимальную ставку на российскую нефть вместо динамического коридора, который также обсуждается, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник. Решение может быть принято в конце ноября. А британский Минфин сообщил, что Британия с 5 декабря запретит использование услуг своих судов и компаний, в том числе в сфере страхования, для перевозки российской нефти по цене выше лимита. Эта страна – почти монополист в морском страховании, на долю ее компаний приходится 90% рынка.

Фиксированная цена, по мысли авторов механизма, якобы минимизирует нагрузку на участников рынка. С другой стороны, страны коалиции опасаются, что динамический коридор, который хотели привязать к индексу и подразумевающий скидку от актуальной цены, может привести к излишней волатильности и дает Москве рычаги влияния на рынок за счет сокращения или увеличения объемов предлагаемой нефти. Но и фиксированный потолок цен вызывает трудности, так как его нужно пересматривать, а создатели «потолка» не хотят усиления бюрократических процессов.

Идея ограничения цены на российскую нефть обсуждается с лета. Сначала были утечки о ценовом коридоре в пределах 40–60 долл. за баррель. Министр финансов США Джанет Йеллен предлагала установить потолок цены в 60 долл. Ограничение должно быть введено 5 декабря вместе с эмбарго ЕС на импорт нефти из РФ морскими путями.

Российские власти раньше говорили, что не будут поставлять топливо в страны, которые согласятся на ценовой потолок. Такие заявления делал президент Владимир Путин. Вице-премьер Александр Новак говорил, что РФ не станет поставлять им нефть ни по 60 долл., ни по любой другой стоимости. Он добавил, что такие ограничения являются вмешательством в рыночные инструменты.

По мнению госсекретаря США Энтони Блинкена, РФ согласится экспортировать нефть и странам, которые введут полоток цен для функционирования собственной экономики. Некоторые эксперты «НГ» видят плюсы для РФ от действия такого механизма, который может работать как компромисс, если стороны негласной и даже виртуальной «топливной сделки» не будут настаивать на статусе контрактов и поставки сохранятся для «дисконтного» товара, стоимость которого совпадет с потолком.

«Плюс в том, что при продаже российской нефти ниже 60 долл. за баррель автоматически спадают все санкции на нефтяную отрасль РФ, – говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. – Это значит, что при снижении цены на нефть с текущих 90 до 60 долл. на мировых рынках, что происходило неоднократно, российские нефтяники смогут компенсировать снижение доходов за счет увеличения предложения».

«РФ официально соглашаться на price cap не будет, и если, например, Южная Корея официально заявит, что вводит price cap на российскую нефть, то официальные прямые поставки туда из РФ прекратятся», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

Митрахович также сказал: «Если же речь будет идти о том, что греческие танкеры будут готовы перевозить российскую нефть, например, в Индию только в том случае, если в контракте будет прописана цена не выше price cap в 60 или 70 долл. за баррель, то такой вариант вполне возможен. Российское правительство не будет запрещать такие поставки, так как по стоимости они будут совпадать с нынешними продажами. С дисконтом, который мы давали нашим покупателям, нефть и торговалась по такой цене. По сути, российское правительство просто не будет мешать российским компаниям давать дисконт покупателям, который они и дают с весны 2022 года. Это будет официально дисконт, а не price cap. Это будет некий компромисс, который даст возможность нашим компаниям продавать нефть, индийским – покупать, а греческим – выживать».

Но этот компромисс – временный, предупреждает эксперт. «На каком-то этапе он может рассыпаться, когда, например, price cap пересмотрят в сторону понижения или будут давить на греков. Но как временное решение, на несколько месяцев, эта конструкция может сработать», – говорит Митрахович.

В каком-то смысле потолок цен похож на механизм изъятия средств из экономики, который под именем бюджетного правила многие годы применялся в РФ: все средства сверх установленного порога (44,2 долл. в 2022 году) шли в золотовалютные резервы, то есть прямиком обратно за границу в виде купленных Минфином и ЦБ иностранных активов, 300 млрд из которых после начала спецоперации в Украине оказались замороженными.

«Пока обсуждается ограничение цены в 60 долл. за баррель, при этом бюджет на следующий год верстался исходя из прогноза правительства о средней цене нефти марки Urals в 70,1 долл. То есть если price cap будет установлен на уровне 60, то с каждого барреля РФ будет терять более 10 долл. При общем объеме экспорта нефти в миллионы тонн потери составят миллиарды долларов, – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Эта ситуация гораздо хуже, чем была при прежнем бюджетном правиле, когда часть средств направлялась в золотовалютные резервы. Та конструкция, конечно, оттягивала средства из экономики, но это был актив, который влиял на кредитоспособность страны, ее рейтинги. Даже будучи замороженными, эти средства все равно принадлежат России, под них возможна эмиссия рублей. А при ограничении цены на нефть деньги просто изымаются, это прямой негативный эффект».

Ничего общего между бюджетным правилом и потолком цены на нефть нет, считает Тузов. «Бюджетное правило – это внутренние нормативы России, созданные для снижения инфляционных процессов, связанных с активным накоплением денежной массы в экономике, от экспорта нефти. В то время как потолок цен на нефть – это снижение санкционного давления на Россию под видом ужесточения санкций».

После ареста российских активов Минфин частично изменил параметры бюджетного правила и перестал направлять сверхдоходы от нефти в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и приступил к выработке нового правила. Сначала ведомство Антона Силуанова предложило увеличить порог отсечения до 60 долл., но в ЦБ РФ считают такую цену отсечения завышенной, она, по мнению аналитиков Центробанка, может привести к недостаточному накоплению резервов в ФНБ.

В октябре бюджет получил на 7,5 млрд руб. меньше дополнительных нефтегазовых доходов по сравнению с тем, что ожидал Минфин, сообщало ведомство. По прогнозу министерства, в ноябре объем дополнительных нефтегазовых доходов, «связанный с превышением фактически сложившейся цены на нефть над базовым уровнем», составит 282,8 млрд руб., и, таким образом, общий объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые Минфин должен был бы направлять на покупку золота и валюты, составляет 275,2 млрд руб. Но в ведомстве напомнили, что из-за приостановки на этот год положений бюджетных правил покупка иностранной валюты и золота за счет этих средств по-прежнему производиться не будет.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 06.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики