Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия все еще цепляется за Европу

Россия все еще цепляется за Европу

Потерю балтийских газопроводов может возместить газовый хаб на территории Турции

В качестве ответа на энергетическую встречу в верхах в Брюсселе, прошедшую в 20-х числах октября, можно рассматривать дискуссию в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня», которая состоялась в рамках круглого стола о перспективах российского ТЭКа и новых международных проектах в сфере энергетики.

Речь идет об ответе российских экспертов на встречу глав государств и правительств стран – членов ЕС по поводу мер по так называемой ценовой крыше для предотвращения чрезвычайного роста цен на газ. Немецкий журнал Focus утверждает в этой связи, что в Брюсселе согласовали элементы пути по достижению «ценовой крыши», но детали предстоит еще разработать в соответствующих министерствах стран-участниц.

По сути дела, лидеры 27 стран – членов Евросоюза не смогли утвердить предложенный Еврокомиссией (ЕК) новый пакет мер по борьбе с энергетическим кризисом, включая предложения по созданию «динамического коридора цен на газ». Они лишь дали «стратегические инструкции» Комиссии ЕС и Совету ЕС по дальнейшей доработке этих предложений. Именно это назвал «договоренностью» глава Евросовета Шарль Мишель по итогам более чем десятичасовой дискуссии на саммите. Лидеры, в частности, потребовали от Комиссии ЕС не допустить нормирования потребления газа в странах сообщества, а также гарантировать, что будущие меры контроля цен на голубое топливо не повлияют на существующие долгосрочные контракты на его поставки.

Именно поэтому круглый стол в «России сегодня» и представляет особый интерес. Понятно, что модератор круглого стола обосновывала необходимость обсуждения важными событиями с позиций прошедших дней. А это прежде всего завершение Российской энергетической недели, на которой традиционно обсуждались перспективы развития российского ТЭКа, возможности международного сотрудничества в сфере энергетики. Одним из таких важных международных проектов стала идея создания в Турции газового хаба, о чем президент России Владимир Путин заявил на прошедших в Астане 13 октября переговорах с лидером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.Об итогах этой недели, о возможностях создания газотранспортного и ценообразующего хаба на Черном море, перспективах поставок газа в Европу, а также об антирыночных мерах борьбы европейцев с энергетическим кризисом и пошла речь в рамках круглого стола.

Несомненно, диверсии в конце сентября на «Северном потоке – 1» и «Северном потоке – 2», нежелание европейцев допускать Россию до расследования причин случившегося, затягивание проведения ремонтных работ, убийственная для собственного населения энергетическая политика Евросоюза, будучи звеньями одной цепи, создают для стран ЕС мрачные перспективы на ближайшую зиму. И эта перспектива также была обсуждена участниками круглого стола, среди которых ректор РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, профессор Виктор Мартынов; генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов; руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко; заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации газонефтепроводов РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина Никита Голунов и научный руководитель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев.

С точки зрения Виктора Мартынова, попытавшегося дать оценку итогам российской энергетической недели, одним из главных моментов были дискуссии о намерении Запада установить потолок цен на российские углеводороды. Он полагает, что рано говорить о том, как будет меняться энергорынок. Неизвестны еще многие его составляющие. Но ясно одно, что Россия диктату не будет поддаваться. Тем странам, которые введут ценовые потолки, энергоресурсы поставляться не будут, а сама Россия будет развивать собственное потребление энергоресурсов. В этом плане он назвал расширение процесса газификации и переработку углеводородов, в том числе глубокую переработку.

Судя по его выступлению, Россия не намерена отказываться от газоснабжения Европы. Кстати, в своем выступлении на Энергетической неделе президент Путин отметил, что отремонтировать поврежденные газопроводы возможно. Но целесообразно это будет делать только в случае их дальнейшей экономически обоснованной эксплуатации и при обеспечении безопасности маршрутов.

Но когда Россия говорит о намерении продолжать газоснабжение Европы, то в данном случае речь идет о перемещении газового хаба из Германии в Турцию. Вместо двух веток «Турецкого потока» можно построить четыре. Турецкий хаб может быть интернациональным, поскольку в Турцию поступает и азербайджанский газ. А возможно, по Трансанатолийскому газопроводу пойдет газ и других стран. Это перспективная идея, которая может внести изменения в оценку будущего газового рынка в Европе.

Как считает Вячеслав Мищенко, сообщение российского президента относительно создания в Турции газового хаба для Европы явилось для широкого круга общественности своего рода сенсацией. Тут нелишне, конечно, напомнить читателям о позиции прежде всего немецких Зеленых, которые сначала блокировали запуск «Северного потока – 2», а после диверсии на трех ветках балтийских газопроводов принялись намекать, что это, мол, дело рук самой России. С точки зрения Мищенко, газовый хаб обезличивает приходящий на него газ, и тут не будет никакой политики.

Далее через коридор через Турцию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию и, возможно, Австрию этот газ уже без политической окраски будет поступать потребителям в Европе. Это и обусловливает перспективность турецкого хаба. Он перспективен и с точки зрения безопасности, поскольку газовые трубопроводы для него залегают на значительно большей глубине, чем в мелководном Балтийском море.

Другой вопрос, будут ли в настоящих условиях европейские страны пользоваться возможностями нового хаба, хотя там нельзя будет определить, чей газ покупается.

Заслуживает внимания, что администрация президента США уже предупредила руководство Турции о необходимости уважать ограничительный режим, действующий в отношении Кремля. Свой двухдневный визит в Анкару и Стамбул недавно завершила помощник американского министра финансов Элизабет Розенберг, которая обсуждала с местными официальными лицами «устранение рисков, связанных с уклонением от санкций и другой незаконной финансовой деятельностью». Подобные визиты западных чиновников в Турцию становятся слишком частыми, что заставляет президента Реджепа Эрдогана адаптироваться к давлению.

В ходе поездки Розенберг встретилась с коллегами из Минфина и МИД Турции. Кроме этого, чиновница провела переговоры с представителями частного финансового и коммерческого секторов, научных кругов и гражданского общества. «На встречах Розенберг затронула целый ряд тем, в числе которых санкции и меры экспортного контроля, введенные в отношении России широкой коалицией из более чем 30 стран, энергетическая безопасность, меры борьбы с отмыванием денег и противодействие финансированию терроризма. Эти встречи подтвердили важность тесного партнерства между США и Турцией в устранении рисков, связанных с уклонением от санкций и другой незаконной финансовой деятельностью», – сообщил Минфин США.

По поводу потолка цен Константин Симонов отметил, что главным событием текущего года является попытка Запада ликвидировать рыночные отношения в газовом секторе. Уникальность нынешнего энергокризиса состоит в том, что он создается не производителями, как это бывало в прошлые годы, а покупателями. Они создают проблемы, которые сказываются и на ценах, и на логистике. И когда предыдущие эксперты говорили о возникновении хаба в Турции, то надо понимать, что функционировать он будет только в том случае, если удастся вернуть рыночные отношения в Европу.

Между тем с 5 декабря начнет действовать шестой пакет санкций Евросоюза, который дополнен восьмым пакетом. Как известно, шестой пакет санкций предусматривает прекращение экспорта российской нефти в морские порты. А по восьмому пакету европейские компании не должны осуществлять страховые и прочие услуги в случае морской транспортировки российской нефти в третьи страны. Но порядок применения пакетов пока неясен из-за их нечеткой формулировки.

В этом плане решение государств ОПЕК+ играет на руку России. Ведь оно лишает страны, вводящие санкции, альтернативных вариантов получения нефти. Поддержка действий России со стороны Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ведь решение о сокращении производства нефти придется в основном исполнять им) говорит о том, что эти страны опасаются дальнейшей деградации рынка в результате действий США и ЕС.

По вопросу энергетической безопасности европейцев этой зимой по просьбе модератора высказался Леонид Григорьев. По его мнению, страны ЕС не смогут обеспечить себе энергетическую безопасность после полного прекращения газовых поставок из России. Пока Россия может поставлять газ в Европу через украинскую ГТС и «Турецкий поток». Это порядка 100 млн куб. м газа в сутки.

Правда, в данном случае Григорьев не учитывает поставок российского СПГ. Дело в том, что, несмотря на геополитическое обострение, Европа наращивает закупки российского СПГ на фоне снижения трубопроводных поставок «Газпрома». За девять месяцев 2022 года экспорт российского СПГ в Европу увеличился в полтора раза, до 15 млрд куб. м. Поэтому некоторые аналитики считают, что рост поставок СПГ демонстрирует устойчивость этого канала экспорта и свидетельствует о необходимости развивать именно его, а не строить новые газопроводы. Более того, есть эксперты, которые считают, что ставка на СПГ – это чуть ли не единственный выход для России после диверсий на балтийских газопроводах и попытки диверсии на «Турецком потоке». Во всяком случае, так считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков применительно к Европе.

«Газпром» начал производство СПГ на заводе, который расположен рядом с компрессорной станцией Портовая в Выборгском районе Ленинградской области. Проблемой для России является закрытие Западом доступа к технологиям производства крупнотоннажного СПГ, но технологии производства среднетоннажного СПГ имеются и у «Газпрома, и у «Новатэка». Но понятно, что любой газопровод имеет гораздо большую мощность, чем среднетоннажный СПГ-завод. Однако запуск такого завода – это возможность обеспечения газом хотя бы части европейских потребителей.

В прошлую зиму, считает Григорьев, ЕС потреблял в ноябре, феврале, марте по 40 млрд куб. м газа. А в декабре-январе – по 50 млрд куб. м газа. В декабре 2021 года «Газпром» подавал в день в Европу по 460 млн куб. м газа. Сейчас же только 60 млн куб. м газа в день. Григорьев полагает, что в Европе разум восторжествует. И это, исходя из нынешней ситуации, можно было бы понять как возможность запуска еще оставшейся после диверсий второй ветки «Северного потока – 2». Но он тут же оговаривается, утверждая, что политические решения в Европе принимаются отдельно от инженерного и энергетического анализа.

В пользу такого предположения свидетельствуют лихорадочные поиски замены российскому газу, будь то на Ближнем Востоке, в США или в Норвегии. Пока до применения в самой Германии, например, метода разрыва пласта для добычи сланцевого газа немцы не дошли. Хотя Германия располагает от 0,7 до 2,3 трлн куб. м сланцевого газа. И его добыча, наверное, решила бы проблему газоснабжения страны.

Многое в перспективе будет зависеть от экономической конъюнктуры, и, по словам Григорьева, Европа сейчас втягивается в рецессию.

Автор: Олег Никифоров

Источник: НГ, 07.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики