Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Солнечная энергетика в России: эксперты прокомментировали возможность полноценного перехода на ВИЭ

Солнечная энергетика в России: эксперты прокомментировали возможность полноценного перехода на ВИЭ

27-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-27) стартовала в египетском Шарм-эш-Шейхе. Одна из основных тем саммита – отказ от ископаемых источников в пользу возобновляемых. Редакция PublicO узнала у экспертов, возможен ли в России переход на возобновляемые источники энергии?

Так, директор Фонда энергетического развития, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив и Общественного совета при Минэнерго РФ Сергей Пикин отметил, что из-за роста цен на энергию срок окупаемости солнечных панелей сократился. Но возникает другой вопрос: готовы ли потребители оставаться в централизованной энергосистеме или уходят на собственные источники энергии?

Эксперт указал, что централизованная система для мелких потребителей в отдельных регионах действительно становится все дороже и дороже, но не каждый мелкий потребитель захочет иметь дело с собственной генерацией. Крупные потребители также пока не выбирают солнечную генерацию, а предпочитают строить собственную газовую генерацию, потому что приведенные цифры показывают, что все равно обособленная газовая генерация будет дешевле, чем солнечная.

«Но в целом это может быть одним из вариантов, если кто-то захочет заняться, то почему бы и нет? Например, покрывать можно пиковые дорогие часы дневного потребления энергии с помощью солнечных панелей. Если потребитель еще и экологически мотивирован, он думает о ESG-повестке, то это вполне возможно. Общемировая тенденция такова, что стоимость внедрения альтернативной энергетики снижается. Во многих регионах мира альтернативная энергетика уже дешевле, чем традиционная — например, в Калифорнии. Там газовая генерация уже дороже альтернативной», — указал Пикин.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заявил, что говоря о солнечной энергетике и энергопереходе в России вообще, важно задаться вопросом, зачем мы это делаем и честно дать на это ответ.

«Европа заявляет, что хочет снизить антропогенные выбросы парниковых газов, так как общая климатическая теория, доминирующая в мире, говорит о том, что происходит глобальное изменение климата, и основной причиной является повышение выбросов парникового газа. Это повышение, по их мнению, происходит по причине антропогенного фактора, то есть деятельности человека, приводя к повышению выбросов и соответственному глобальному изменению климата. России важно сказать, придерживаемся ли мы такой точки зрения, доминирующей в мире, или все-таки у нас есть свои воззрения на этот счет. Мы развиваем возобновляемую энергетику, чтобы снизить антропогенный фактор, или для того, чтобы диверсифицировать свой энергобаланс, или для чего-то еще. Пока мы не видим четкого ответа, сигналы идут разные. С одной стороны, мы присоединяемся к Парижскому климатическому соглашению, с другой стороны, подвергаем сомнению основные постулаты климатической теории. Пока неясно, какой позиции мы все-таки придерживаемся. Солидаризируемся со всем миром по вопросам климата? Или развиваем возобновляемую энергетику для того, чтобы снизить выбросы в окружающую среду? Или это нам выгодно экономически?» — сказал эксперт.

«Какая перед нами стоит задача? Зачем в стране — одной из мировых лидеров по запасам газа, нефти, угля и прочего, — развивать возобновляемую энергетику? И в какой форме развивать: как европейцы солнечную энергетику плюс ветряки? Или в местах, где позволяют климат и природные условия в целом, строить, например, малые и крупные ГЭС? Надо решить, какими направлениями возобновляемой энергетики нам нужно заниматься. Очень важно и учитывать риски, которые связаны с развитием возобновляемой энергетики. В России мало регионов, где можно массово строить и ветряки, и солнечные панели, чтобы это было более экономически эффективнее, чем строительство топливной энергетики. Важно это понимать», — добавил Юшков.

«В целом, я думаю, что возобновляемая энергетика, ветряки и солнечные панели, будут развиваться в России очень ограниченно. Экономические отношения с европейцами радикально снижаются, поэтому полностью ориентироваться на европейские рынки мы теперь не можем. На азиатских рынках требования по поводу углеродного следа товаров значительно мягче. Определенные проекты солнечной и ветряной энергетики останутся, но колоссального развития в России все равно не получат в ближайшие годы, а может быть и десятилетия. У нас есть свои конкурентные преимущества. И если раньше мы пытались подстроиться под европейские требования, то теперь эта потребность, как минимум, снизилась, а соответственно, снизилась и актуальность возобновляемой энергетики», — заключил эксперт.

Источник: PublicO, 07.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики