Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нафтоятельно рекомендованный маршрут

Нафтоятельно рекомендованный маршрут

Экспорт нефтепродуктов через порты Дальнего Востока вырос

Объем поставок нефтяных грузов по железной дороге в восточном направлении в октябре увеличился в 1,5 раза, свидетельствуют данные ОАО РЖД. Однако речь идет в основном о нефтепродуктах (мазут, нафта): поставки нефти остаются небольшими, так как компании не смогли договориться о скидке на транспортировку по железной дороге. Эксперты полагают, что вряд ли такие перевозки будут активно расти даже в преддверии эмбарго ЕС на российскую нефть.

В октябре объем экспорта нефтяных грузов через порты Дальнего Востока вырос в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 703,7 тыс. тонн, сообщили в ОАО РЖД. В целом погрузка в направлении дальневосточных портов увеличилась на 1,6%. Опрошенные “Ъ” трейдеры подтвердили такие объемы, отметив, что в основном речь идет о нефтепродуктах с дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов (Комсомольского НПЗ «Роснефти» и Хабаровского НПЗ Независимой нефтяной компании).

Таким образом, речь не идет о дополнительных поставках нефти в порт Козьмино по железной дороге, интерес к которым мог возникнуть на фоне введения эмбарго ЕС на российскую нефть в декабре. После 2016 года, когда был полностью достроен трубопровод ВСТО, вариант с железнодорожной перевозкой в Козьмино не использовался, а инфраструктура на маршруте была законсервирована. Но в конце сентября структура «Транснефти» — «Транснефтепродукт» — отправила со станции Зуй в Иркутской области в порт Козьмино партию нефти «Газпром нефти» на 4,4 тыс. тонн. Эксперты Argus оценивали технически доступные мощности для такой транспортировки в 7 млн тонн нефти в год, однако на практике ожидали вдвое меньших объемов и только при условии подходящего железнодорожного тарифа (см. “Ъ” от 4 октября).

Сейчас, уверяют источники “Ъ” на рынке, маршрут по железнодорожным поставкам из Иркутской области в Козьмино фактически не работает, так как поставщики не смогли договориться с ОАО РЖД о скидке на транспортировку, а без нее перевозки по железной дороге нерентабельны.

В «Транснефти» ситуацию не комментируют.

Сейчас, полагает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ имени Губкина Вячеслав Мищенко, по железной дороге растут объемы экспорта именно нефтепродуктов, в том числе мазута и нафты, спрос на которую увеличивается на фоне повышения объемов переработки. При существующих ценах на азиатских рынках экспорт нефтепродуктов остается прибыльным даже с учетом стоимости железнодорожной логистики.

Что касается нефти, то для ее рентабельной транспортировки на восток логичнее расширять трубопровод ВСТО, однако для этого нужны долгосрочные гарантии загрузки от нефтекомпаний, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Сейчас российские нефтекомпании перенаправляют нефть на азиатские рынки морем. Основной вопрос в том, насколько долгосрочной будет переориентация нефтяных потоков на новые рынки и о каких объемах будет идти речь, поскольку для небольших объемов расширять ВСТО нерентабельно, считает господин Юшков.

Источники “Ъ” оценивают стоимость удвоения текущих мощностей ВСТО не менее чем в 1 трлн руб., хотя признают, что с технической точки зрения препятствий для этого нет.

Нефтекомпаниям потребуется время, чтобы оценить долгосрочные последствия переориентации экспорта, в том числе динамику дисконта Urals по отношению к Brent, а также динамику стоимости фрахта для российских нефтяных грузов. Сейчас дисконт Urals к Brent составляет около $25 за баррель на европейском рынке и порядка $5–7 на рынке Азии. Учитывая необходимость переориентации на рынок Азии примерно 2,5 млн баррелей в сутки нефтяного экспорта из портов европейской части РФ, потери российских нефтяных компаний на дисконте (если он сохранится) могут составлять $18 млрд в год (примерно 1 трлн руб. по текущему курсу).

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 09.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики