Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нафтоятельно рекомендованный маршрут

Нафтоятельно рекомендованный маршрут

Экспорт нефтепродуктов через порты Дальнего Востока вырос

Объем поставок нефтяных грузов по железной дороге в восточном направлении в октябре увеличился в 1,5 раза, свидетельствуют данные ОАО РЖД. Однако речь идет в основном о нефтепродуктах (мазут, нафта): поставки нефти остаются небольшими, так как компании не смогли договориться о скидке на транспортировку по железной дороге. Эксперты полагают, что вряд ли такие перевозки будут активно расти даже в преддверии эмбарго ЕС на российскую нефть.

В октябре объем экспорта нефтяных грузов через порты Дальнего Востока вырос в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 703,7 тыс. тонн, сообщили в ОАО РЖД. В целом погрузка в направлении дальневосточных портов увеличилась на 1,6%. Опрошенные “Ъ” трейдеры подтвердили такие объемы, отметив, что в основном речь идет о нефтепродуктах с дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов (Комсомольского НПЗ «Роснефти» и Хабаровского НПЗ Независимой нефтяной компании).

Таким образом, речь не идет о дополнительных поставках нефти в порт Козьмино по железной дороге, интерес к которым мог возникнуть на фоне введения эмбарго ЕС на российскую нефть в декабре. После 2016 года, когда был полностью достроен трубопровод ВСТО, вариант с железнодорожной перевозкой в Козьмино не использовался, а инфраструктура на маршруте была законсервирована. Но в конце сентября структура «Транснефти» — «Транснефтепродукт» — отправила со станции Зуй в Иркутской области в порт Козьмино партию нефти «Газпром нефти» на 4,4 тыс. тонн. Эксперты Argus оценивали технически доступные мощности для такой транспортировки в 7 млн тонн нефти в год, однако на практике ожидали вдвое меньших объемов и только при условии подходящего железнодорожного тарифа (см. “Ъ” от 4 октября).

Сейчас, уверяют источники “Ъ” на рынке, маршрут по железнодорожным поставкам из Иркутской области в Козьмино фактически не работает, так как поставщики не смогли договориться с ОАО РЖД о скидке на транспортировку, а без нее перевозки по железной дороге нерентабельны.

В «Транснефти» ситуацию не комментируют.

Сейчас, полагает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ имени Губкина Вячеслав Мищенко, по железной дороге растут объемы экспорта именно нефтепродуктов, в том числе мазута и нафты, спрос на которую увеличивается на фоне повышения объемов переработки. При существующих ценах на азиатских рынках экспорт нефтепродуктов остается прибыльным даже с учетом стоимости железнодорожной логистики.

Что касается нефти, то для ее рентабельной транспортировки на восток логичнее расширять трубопровод ВСТО, однако для этого нужны долгосрочные гарантии загрузки от нефтекомпаний, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Сейчас российские нефтекомпании перенаправляют нефть на азиатские рынки морем. Основной вопрос в том, насколько долгосрочной будет переориентация нефтяных потоков на новые рынки и о каких объемах будет идти речь, поскольку для небольших объемов расширять ВСТО нерентабельно, считает господин Юшков.

Источники “Ъ” оценивают стоимость удвоения текущих мощностей ВСТО не менее чем в 1 трлн руб., хотя признают, что с технической точки зрения препятствий для этого нет.

Нефтекомпаниям потребуется время, чтобы оценить долгосрочные последствия переориентации экспорта, в том числе динамику дисконта Urals по отношению к Brent, а также динамику стоимости фрахта для российских нефтяных грузов. Сейчас дисконт Urals к Brent составляет около $25 за баррель на европейском рынке и порядка $5–7 на рынке Азии. Учитывая необходимость переориентации на рынок Азии примерно 2,5 млн баррелей в сутки нефтяного экспорта из портов европейской части РФ, потери российских нефтяных компаний на дисконте (если он сохранится) могут составлять $18 млрд в год (примерно 1 трлн руб. по текущему курсу).

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 09.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики