Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Отличник" с берегов Янцзы

"Отличник" с берегов Янцзы

В последнее время на Западе растет подозрительность по отношению к

Китаю. Многие со школьной скамьи знают, как "нелегка" в классе жизнь отличника. Соученики часто смотрят на него кто с удивлением, а кто с нескрываемой завистью. Нечто подобное в последнее время испытывает и Китай. На Западе достижения этого "экономического отличника" вызывают одновременно и восхищение, и тревогу.

* В чем "виноват" Китай?

Сегодня существуют объективные противоречия между государствами -членами "Большой восьмерки" и теми странами, которые, не входя в данный альянс, в начале XXI века выдвинулись на передовые позиции в мировой экономике (Китай, Индия, Бразилия и т.д.). КНР сегодня занимает третье место по объемам ВВП и претендует на ключевую роль в международной политике. Если к этому добавить еще и усиление Индии, то можно предположить, что не за горами обновление состава G-8.

Но дело в том, что Пекин вовсе не стремится "в элиту", не спешит сменить свой нынешний статус "развивающейся" державы на ко многому обязывающее звание "развитой". Тому есть как минимум две причины.

Во-первых, это соображения чисто экономического характера. Положение развивающегося государства в свое время позволило Китаю получить ряд существенных преференций и бонусов при вступлении в ВТО (мягкий переходный период, льготные кредиты и программы для адаптации и т.д.). Этот же статус сегодня дает возможность Поднебесной сохранять все льготы и преимущества emerging market. В то же время, не разделяя формально ответственности с лидерами G-8 за те или иные глобальные проблемы, она имеет право критиковать их с позиции развивающегося мира, предлагая свои решения, очень часто оказывающиеся выгодными, прежде всего, самому Китаю.

Во-вторых, Пекин не торопится менять свой статус из желания сохранить альтернативу "Большой восьмерке" в виде так называемой группы пяти - неформального сообщества КНР, Индии, ЮАР, Бразилии и Мексики. Власти Китая тем самым стараются держать в напряжении "старших товарищей" и фактически сплачивают новую группу передовых развивающихся государств. В ее рамках Пекину отводится роль наиболее эффективной консолидирующей силы.

Начиная с 2003 г. Китай удерживает темпы прироста инвестиций на 24-26,7% в год. По прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), к 2050 г. ВВП этой страны будет на 40% больше, чем ВВП Соединенных Штатов с учетом паритета покупательной способности. Более того, при сохранении нынешних темпов роста КНР удастся всего за 10 лет обогнать Японию. Это сделает Поднебесную бесспорным лидером мировой экономики.

Словом, налицо феномен новичка, недавно пришедшего в класс, но уже выбившегося в отличники, потеснив прежних лидеров. И это, безусловно, все больше беспокоит "ветеранов" -США и европейские страны. Использовав различные методы сдерживания, они, наконец, прибегли к помощи "тяжелой артиллерии" - обвинили КНР в "нарушении мировой стабильности". "Грехи" Пекина заключаются, в частности, в поддержании заниженного курса юаня по отношению к американскому доллару, что ведет к дестабилизации мирового валютного рынка, но позволяет КНР иметь конкурентные преимущества во внешней торговле. Китай может просто обрушить доллар. Для этого у него есть уникальный рычаг: аккумулированные им гигантские валютные резервы в 1,3 трлн долларов вложены в американские гособлигации.

Правда, в случае если Китай захочет нанести удар по финансовой системе США и начнет продавать эти ценные бумаги, то в первую очередь пострадает он сам. Ведь реализовать в один момент гособлигации на 1,3 трлн - невозможно, а если Пекин начнет продавать их по частям, то это приведет к мгновенному обесцениванию оставшейся доли и "испарению" виртуального "капитала" Поднебесной.

* Китайское "черное золото" Африки

Однако надо отметить, что интенсивный экономический рост Китая столкнулся с серьезной проблемой -недостатком сырья. В связи с этим Пекин начал формировать с помощью своих инвестиций собственную сырьевую базу за рубежом, главным образом на африканском континенте, где большинство стран вступили в фазу устойчивого развития. Так, среднегодовые темпы увеличения ВВП государств южнее Сахары в последние пять лет достигли 7%. За 2000-2006 гг. капитализация 17 африканских рынков ценных бумаг, включая региональную биржу Bourse Regionale Des Valeurs Mobiliers (базируется в Кот-д'Ивуаре, торгует акциями компаний из Бенина, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуара, Мали, Нигера, Сенегала, Того и Гвинеи-Бисау), выросла с 58,6 до 201,6 млрд долларов. Количество фирм, акции которых обращаются на 14 площадках региона, увеличилось с 66 до 522.

Вхождение Африки в систему глобальной экономики создает уникальные возможности для Черного континента. Немалую роль играет тут и нефтяной фактор. Президент Ганы Джон Куфуор, в частности, отмечал: "...у нас и без нефти все очень хорошо, а с нефтью, которая для нас как допинг, мы и вообще летать скоро будем". Такое заявление этот лидер сделал в июне нынешнего года после того, как в Гане было открыто одно из крупнейших в Африке месторождений легкой нефти с запасами в объеме 600 млн баррелей. Причем с нефтью связывают свои перспективы и многие другие государства континента в немалой степени благодаря стабильному спросу на "черное золото" со стороны Китая.

Африканский экспорт в КНР начиная с 2002 г. растет в среднем на 40% в год, и в 2005 г. он превысил 19 млрд долларов, что составляет почти 15% от всех внешних поставок данного региона. Причем одна четвертая часть экспортируемого сырья и одна шестая топлива шли именно в Китай, делая его, таким образом, самым важным торговым партнером африканских государств. А накопленный объем китайских инвестиций в страны Африки достиг 12 млрд долларов.

Естественно, поток китайских инвестиций концентрируется в добывающей промышленности континента. В Анголе, к примеру, Sinopec в сотрудничестве с местной корпорацией вложила более 3,5 млрд долларов в строительство нефтеперерабатывающего завода. В Габоне один из китайских концернов реализует проект по созданию целого производственного комплекса, состоящего из месторождения железной руды, железнодорожной линии и гидроэлектростанции. В Экваториальной Гвинее китайская компания вовлечена в добычу нефти. Параллельно с этим КНР проникает и в другие сферы африканской экономики, в том числе в сельское хозяйство и перерабатывающий сектор.

Наконец, 26 июля нынешнего года China National Petroleum совместно с индонезийской компанией Petramina подписала соглашение с правительством Судана о совместной эксплуатации месторождения в провинции Дарфур. В течение трех лет в данный проект будет вложено почти 25 млн долларов. Судан уже сегодня - один из главных поставщиков нефти в Китай, экспортировавший за пять месяцев этого года в Поднебесную 4,7 млн т сырья, то есть в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Естественно, китайские инвестиции в добывающую отрасль Судана вызывают радость его властей и одновременно острую критику со стороны мировых правозащитных организаций, утверждающих, что вырученные средства позволят Хартуму усилить свой репрессивный аппарат для "продолжения этнических чисток в Дарфуре". Отчасти из-за этих "порочащих связей" сегодня все громче раздаются голоса, призывающие к бойкоту летних Олимпийских Игр 2008 г. в Пекине.

Кроме того, активизация китайских компаний в Судане привела к тому, что власти США начали оказывать давление на американских инвесторов, имеющих доли в китайских нефтяных корпорациях. Так, в мае нынешнего года один из влиятельнейших американских инвестиционных фондов -Fidelity Investments - проинформировал органы биржевого надзора в Нью-Йорке, что сократил свое участие в компании PetroChina более чем на 90%. Конечно, для китайцев это неприятный факт, но он вряд ли ослабит их экспансию на Черный континент.

Причем КНР предлагает африканским странам самые разнообразные формы сотрудничества: кредиты на закупку китайской техники, различные преференции и гранты, помощь в подготовке национальных кадров и т.д. в китайских центрах и высших учебных заведениях.

* "Газовый треугольник"

В известном романе Тома Клэнси "Медведь и дракон" речь идет об эфемерной войне Китая с Россией за крупное нефтяное месторождение в Сибири. Это, конечно, достаточно фантастический сюжет, но все же определенные предпосылки для борьбы между двумя державами за энергоресурсы, несомненно, существуют. Так, большой шум вызвала недавняя российская арктическая экспедиция Москвы, водрузившая флаг РФ на дне Арктики в районе Северного полюса. Между тем на арктические участки морских недр предъявляют свои права не только государства, граничащие с Северным Ледовитым океаном, но и тот же Китай.

В целом для КНР представляют большой интерес углеводородные ресурсы его северо-западных соседей, прежде всего - России и Туркменистана. В Пекине избегают называть объем китайских инвестиций в РФ, но известно, что они играют все более важную роль в Дальневосточном федеральном округе. Более того, увеличивается число незаконных мигрантов из Поднебесной, которые осели в России. Учитывая, что по экономической мощи Китай далеко обогнал Россию, не может не возникать вопрос: а сумеет ли наша страна сохранить контроль над своими малонаселенными землями на Дальнем Востоке?

Что касается сотрудничества Пекина с Ашхабадом, то в июле нынешнего года они заключили договор о строительстве газопровода и поставках в КНР турменистанского "голубого топлива". Причем, используя "африканский сценарий", Китай предложил финансировать разведку и разработку месторождений на территории Туркменистана, сооружение газопровода, а также заявил о готовности предоставить льготные кредиты на закупку китайских же буровых установок. Примечательно, что раньше Ашхабад обещал "Газпрому" преимущественное право на импорт газа, но теперь КНР будет начиная с 2009 г. получать 30 млрд м3 туркменистанского газа в год в течение 30 лет. Китайские компании намерены осваивать два месторождения в Туркменистане - Багтыярлык на правом берегу Амударьи и Южный Иолотань на юго-востоке страны.

Надо отметить, что, реализуя подобную стратегию, Китай стремится мирно улаживать противоречия с другими странами, избегая споров и откладывая решение наиболее острых проблем "в долгий ящик". И это также поможет ему совершить скачок в своем развитии.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности считает, что долгое время на Западе чуть ли не моветоном считалось говорить о китайской экономической экспансии. А уж тех, кто рассуждал о возможной войне США с Китаем, и вовсе считали полумаргиналами и алармистами. Теперь же появляется все больше и больше книг и публикаций на тему потенциального военного конфликта. И скоро она, по всей вероятности, станет одним из мейнстримов для западных интеллектуалов. Уже началась антикитайская кампания в СМИ. В ее ходе затрагивается тема прав человека, звучат угрозы бойкота пекинской Олимпиады и, самое главное, идет мощная атака на... китайский импорт.

По словам эксперта, Запад очень зависим от "товарной экспансии" Поднебесной, и это даже создает для него политическую угрозу. Тем временем Китай выходит за пределы сугубо региональной державы, чтобы решить проблемы своей энергетической безопасности. Так, он задумывается о расширении Панамского канала, активизируется в Африке (кстати, тот же Судан не очень-то интересовал Запад, пока Пекин не стал там активно добывать нефть, - и тогда вспомнили об "ужасах Дорфура"), пытается создать альтернативный Малаккскому проливу экспортный путь для поставок углеводородов с Ближнего Востока (в частности, обсуждается возможность создания "коридора" через пакистанские порты), утверждает Константин Симонов.

Автор: Эндрю Рачко

Опубликовано: аналитический журнал "Нефть России", 12.10.2007

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики