Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Евросоюз продолжает зависеть от импорта нефтепродуктов из РФ. Отказ от российского дизеля и полное соблюдение режима эмбарго приведет к астрономическому росту цен на топливо в Европе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Страны ЕС увеличили импорт российского дизеля

Топливные трейдеры готовятся к эмбарго на нефтепродукты из РФ, которое будет введено в ЕС с 5 февраля 2023 года, сообщает информационное агентство Reuters.

Поставки российского дизеля в три крупнейшие в Евросоюзе порта Бенилюкса Амстердам – Роттердам – Антверпен с 1 по 12 ноября 2022 года выросли до 215 тысяч баррелей в сутки, что на 126% больше, чем за аналогичный период октября.

В ноябре доля российского дизеля в европейском импорте возросла с 39% в октябре до 44% в ноябре. В феврале 2022 года данный показатель превышал 50%, с тех пор он снизился, однако РФ остается ведущим игроком на европейском рынке.

«ЕС должен будет обеспечить поставки 500-600 тысяч тонн дизельного топлива в сутки, чтобы заменить российские объемы. Для этого будут задействованы рынки США, Ближнего Востока и Индии», - заметил аналитик рынка нефтепродуктов FGE Юджин Линделл.

Сегодня Россия поставляет индийским НПЗ порядка 2 млн баррелей нефти в сутки, поэтому если европейцы наладят взаимодействие с Индией, то это превратится в усложненный вариант перекупки российских производных.

Данный факт гарантирует удорожание оптовой стоимости топлива в ЕС, причем ситуация может принять катастрофичный оборот в случае, если европейцы полностью выполнят все, что прописано в их эмбарго на российские нефть и нефтепродукты.

Любое неудачное действие Брюсселя обернется ростом цен на топливо.

Эмбарго на топливо является проблемой для ЕС

«Рост цен на топливо в Евросоюзе фиксируется в течение многих месяцев, хотя он не идет лавинообразно или по экспоненте. Стоимость бензина и дизеля сегодня в Европе высокая, отчасти европейцы к этому привыкли, но ситуация продолжает у них вызывать недовольство», - заключает энергоэксперт Станислав Митрахович.

Россия остается ведущим поставщиком нефти и нефтепродуктов на рынок ЕС, поэтому эмбарго на российское сырье и его производные ударит по европейским потребителям.

«В Евросоюзе существуют страны – в первую очередь это Германия, где зависимость от российского импорта остается высокой. Не исключаю, что Польша сегодня рассматривает вариант с продолжением импорта нефти по трубопроводу «Дружба», чтобы не допустить роста цен на топливо», - резюмирует Митрахович.

Варшава вместе с Берлином собираются отказаться от импорта по нефтепроводу «Дружба» (он не подпадает под нефтяное эмбарго, которое начнет действовать с 5 декабря 2022 года) с 1 января 2023 года, но в таком случае в Германии остановятся НПЗ в Шведе и Лойне, а самой Польше придется докупать нефть по крайне высоким ценам.

«В Евросоюзе намечается комплексная дизельно-нефтяная проблема. Если брать дизель, то в мире с ним неважно. В США несколько недель назад уровень запасов был самым низким со времен президента Гарри Трумена», - констатирует Митрахович.

Проблемы у Евросоюза будут, а интрига заключается в их масштабах и в том, а смогут ли европейцы смириться с последствиями или все-таки возникнут протесты.

«Если Европа решит не договариваться с Москвой по сохранению части поставок, произойдет увеличение экспорта топлива из других регионов нефти, включая те, которые перерабатывают российскую нефть», - заключает Митрахович.

Кроме Индии здесь нужно назвать Турцию, которая в два раза увеличила закупки российской нефти. Акнара пытается воспользоваться ситуацией и сделать из себя посредника по экспорту других отечественных товаров в ЕС, такие же процессы идут по газу и пшенице.

«Некоторые государства будут заниматься смешением российского дизеля с нероссийским и торговать смесью, как это уже делала компания Shell в Латвии. Тогда Shell на этом процессе поймали, но никто не даст гарантии, что компания не занимается таким бизнесом в других местах», - резюмирует Митрахович.

Варианты будут, а если ЕС займет принципиальную позицию и не будет закупать смеси, в которых присутствует российский дизель, то это приведет к коллапсу европейского топливного рынка и астрономическому росту цен на топливо.

«С вероятностью на 99% европейцы на это не пойдут», - констатирует Митрахович.

Многое покажет декабрь и отказ европейцев от российской нефти. Кроме НПЗ в Шведте и Лойне существует завод «Лукойла» на Сицилии, который заточен на переработку российской нефти и имеет стратегическое значение для итальянской экономики.

В ЕС есть несколько сюжетов, из которых затем сложатся общие убытки от введения эмбарго.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики