Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Евросоюз продолжает зависеть от импорта нефтепродуктов из РФ. Отказ от российского дизеля и полное соблюдение режима эмбарго приведет к астрономическому росту цен на топливо в Европе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Страны ЕС увеличили импорт российского дизеля

Топливные трейдеры готовятся к эмбарго на нефтепродукты из РФ, которое будет введено в ЕС с 5 февраля 2023 года, сообщает информационное агентство Reuters.

Поставки российского дизеля в три крупнейшие в Евросоюзе порта Бенилюкса Амстердам – Роттердам – Антверпен с 1 по 12 ноября 2022 года выросли до 215 тысяч баррелей в сутки, что на 126% больше, чем за аналогичный период октября.

В ноябре доля российского дизеля в европейском импорте возросла с 39% в октябре до 44% в ноябре. В феврале 2022 года данный показатель превышал 50%, с тех пор он снизился, однако РФ остается ведущим игроком на европейском рынке.

«ЕС должен будет обеспечить поставки 500-600 тысяч тонн дизельного топлива в сутки, чтобы заменить российские объемы. Для этого будут задействованы рынки США, Ближнего Востока и Индии», - заметил аналитик рынка нефтепродуктов FGE Юджин Линделл.

Сегодня Россия поставляет индийским НПЗ порядка 2 млн баррелей нефти в сутки, поэтому если европейцы наладят взаимодействие с Индией, то это превратится в усложненный вариант перекупки российских производных.

Данный факт гарантирует удорожание оптовой стоимости топлива в ЕС, причем ситуация может принять катастрофичный оборот в случае, если европейцы полностью выполнят все, что прописано в их эмбарго на российские нефть и нефтепродукты.

Любое неудачное действие Брюсселя обернется ростом цен на топливо.

Эмбарго на топливо является проблемой для ЕС

«Рост цен на топливо в Евросоюзе фиксируется в течение многих месяцев, хотя он не идет лавинообразно или по экспоненте. Стоимость бензина и дизеля сегодня в Европе высокая, отчасти европейцы к этому привыкли, но ситуация продолжает у них вызывать недовольство», - заключает энергоэксперт Станислав Митрахович.

Россия остается ведущим поставщиком нефти и нефтепродуктов на рынок ЕС, поэтому эмбарго на российское сырье и его производные ударит по европейским потребителям.

«В Евросоюзе существуют страны – в первую очередь это Германия, где зависимость от российского импорта остается высокой. Не исключаю, что Польша сегодня рассматривает вариант с продолжением импорта нефти по трубопроводу «Дружба», чтобы не допустить роста цен на топливо», - резюмирует Митрахович.

Варшава вместе с Берлином собираются отказаться от импорта по нефтепроводу «Дружба» (он не подпадает под нефтяное эмбарго, которое начнет действовать с 5 декабря 2022 года) с 1 января 2023 года, но в таком случае в Германии остановятся НПЗ в Шведе и Лойне, а самой Польше придется докупать нефть по крайне высоким ценам.

«В Евросоюзе намечается комплексная дизельно-нефтяная проблема. Если брать дизель, то в мире с ним неважно. В США несколько недель назад уровень запасов был самым низким со времен президента Гарри Трумена», - констатирует Митрахович.

Проблемы у Евросоюза будут, а интрига заключается в их масштабах и в том, а смогут ли европейцы смириться с последствиями или все-таки возникнут протесты.

«Если Европа решит не договариваться с Москвой по сохранению части поставок, произойдет увеличение экспорта топлива из других регионов нефти, включая те, которые перерабатывают российскую нефть», - заключает Митрахович.

Кроме Индии здесь нужно назвать Турцию, которая в два раза увеличила закупки российской нефти. Акнара пытается воспользоваться ситуацией и сделать из себя посредника по экспорту других отечественных товаров в ЕС, такие же процессы идут по газу и пшенице.

«Некоторые государства будут заниматься смешением российского дизеля с нероссийским и торговать смесью, как это уже делала компания Shell в Латвии. Тогда Shell на этом процессе поймали, но никто не даст гарантии, что компания не занимается таким бизнесом в других местах», - резюмирует Митрахович.

Варианты будут, а если ЕС займет принципиальную позицию и не будет закупать смеси, в которых присутствует российский дизель, то это приведет к коллапсу европейского топливного рынка и астрономическому росту цен на топливо.

«С вероятностью на 99% европейцы на это не пойдут», - констатирует Митрахович.

Многое покажет декабрь и отказ европейцев от российской нефти. Кроме НПЗ в Шведте и Лойне существует завод «Лукойла» на Сицилии, который заточен на переработку российской нефти и имеет стратегическое значение для итальянской экономики.

В ЕС есть несколько сюжетов, из которых затем сложатся общие убытки от введения эмбарго.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики