Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жозеп Боррель выступил за создание транспортных коридоров в Азию в обход России

Жозеп Боррель выступил за создание транспортных коридоров в Азию в обход России

Он уточнил, что речь идет о Транскаспийском транспортном маршруте, развитие которого обсуждали в Казахстане

ЕС пытается найти новые варианты поставки энергоносителей, чтобы не покупать их у России. Как заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель, Евросоюз намерен расширять экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии. В том числе за счет строительства новых транспортных коридоров в обход России.

Боррель считает, что Россия и Китай продолжают играть ведущую роль в Центральной Азии. Вместе с тем, по его мнению, страны этого региона стараются диверсифицировать отношения и видят подходящего партнера в Евросоюзе. ЕС в свою очередь заинтересован в том, чтобы «воспользоваться этими изменениями».

Жозеп Боррель пояснил, что речь идет, в частности, о Транскаспийском транспортном маршруте, развитие которого обсуждали в Казахстане. От реальности эти рассуждения далеки, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Пока все это политические декларации, строительство нефтегазовых новых маршрутов — дело трудоемкое. Идея понятна, сейчас многие энергоносители из региона попадают на европейский рынок через ту же Россию, самый яркий пример — Казахстан, но эти коридоры нужно прорубать, поэтому нужны и деньги. Быстро все это сделать трудно. 5 декабря запущен будет шестой пакет, предполагающий уже запрет на морские поставки нефти из России. Когда новые маршруты заработают, в какие сроки? Пока это декларации, рисунки на карте. Плюс на энергоносители регион Китай уже имеет контракты, и уже это касается и нефтепроводов, и газопроводов, а ресурсная база у этих государств небезгранична. В этом плане тоже вопрос, что интереснее странам региона: такая диверсификация или же сейчас бросить своих новых покупателей в Азии и бежать на европейский рынок? Опять же, что декларирует европейский рынок — отказ от углеводородов в среднесрочной перспективе. То есть что Европейский союз сейчас предлагает странам Центральной Азии: вы нас давайте быстренько выручайте, мы, правда, пока не знаем, в какие сроки и за какие деньги мы все реализуем, но вы должны нам помочь, мы готовы выгнать Россию, вас пустить, а дальше мы собираемся и от вас отказываться, потому что нам стратегически углеводороды не нужны. Для стран региона, когда они знают о росте потребления в Китае и Индии, эти регионы становятся стратегически интереснее».

Комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Очередной дипломатический жест Евросоюза по поводу источников энергии. Получится, не получится, но Европейский Союз пытается смотреть на все регионы, где потенциально может поставляться энергия в Европу. Сейчас из Азербайджана уже идет газ в Европу, через Турцию транзитом, но у Турции очень важная составляющая транзитной страны. С других регионов, Казахстана, например, нефть тоже идет Европу, но опять-так через Россию и через российские порты. Поэтому в любом случае Россия является ключевой страной, или как транзитер, или как партнер. Понятно, что политическое влияние Москвы на страны Центральной Азии гораздо выше в силу того, что это страны бывшего Советского Союза. Любое выстраивание отношений с Европой так или иначе будет строиться на том, чтобы либо договориться с Турцией, либо, с Россией не договоришься, но в любом случае Москва будет точно участвовать в этой ситуации».

Жозеп Боррель во время визита в Центральную Азию заявил, что ЕС лидирует по объемам инвестиций в страны региона и опережает по этому показателю Россию и Китай. Страны Евросоюза за последние десять лет инвестировали в государства Центральной Азии 105 млрд евро.

Источник: BFM.RU, 21.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики