Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Боевая «Дружба»

Боевая «Дружба»

Украина хочет повысить плату за прокачку по нефтепроводу в новых условиях

Украина, которая в течение 2022 года почти на 34% повысила стоимость транспортировки российской нефти по трубопроводу «Дружба», с 2023 года собирается поднять ставку еще на 18%, до €13,6 за 1 тонну. «Укртранснафта» объясняет это возросшими расходами из-за интенсивных боевых действий и повреждения энергетической инфраструктуры. Рост тарифа, вероятно, будет переложен на конечных покупателей нефти — в основном на венгерскую MOL.

Государственная «Укртранснафта» предупредила «Транснефть» о намерении повысить тариф на прокачку по южной ветке нефтепровода «Дружба», по которой российская нефть идет в Венгрию, Чехию и Словакию. Об этом сообщило агентство Bloomberg и подтвердили “Ъ” в «Транснефти». В компании пояснили, что Киев рассчитывает на повышение ставки до €13,6 за 1 тонну. Это на 18,2% выше текущего уровня и на 58,1% больше цены на начало года. В течение года тариф уже повышался в апреле — с €8,6 до €11,5. Как отметил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, компания намерена провести консультации с профильными российскими министерствами и компаниями, сдающими нефть в ее систему. Решение будет принято к концу года, пояснил он.

Ранее «Укртранснафта» аргументировала необходимость повышения тарифа частичным разрушением нефтетранспортной инфраструктуры в ходе военной спецоперации России. На этот раз приводятся аргументы о частичном разрушении энергетической инфраструктуры, нехватке запчастей, а также повышенных затратах на организацию безопасной работы сотрудников в условиях военных действий.

Но, считают источники “Ъ”, повреждения на ветке «Дружбы» минимальны и не требуют таких сумм.

В середине ноября Украина приостанавливала прокачку нефти по «Дружбе» в направлении Венгрии, объяснив это повреждением трансформаторной станции в результате российского ракетного удара и падением напряжения в электросетях. Транспортировка была восстановлена 16 ноября.

По южной ветке «Дружбы» через Украину прокачивается около 1–1,5 млн тонн нефти в месяц. В прошлом году транзит составил 12 млн тонн, из которых 5,2 млн тонн получила Словакия, по 3,4 млн тонн — Чехия и Венгрия. Именно на покупателей нефти из этих стран, то есть на венгерскую MOL (ей принадлежит и НПЗ в Словакии) и польскую Orlen (владеет чешской переработкой через Unipetrol), ляжет рост затрат на транзит через Украину, считают собеседники “Ъ” на рынке.

При этом на фоне неоднократного повышения тарифа по украинскому направлению поставить вопрос о росте стоимости прокачки может и Белоруссия, через которую идет северная ветка нефтепровода «Дружба».

Но на этом маршруте тариф формируется по формуле, напоминают собеседники “Ъ”, к тому же потенциальное потребление на северной ветке может резко сократиться на фоне отказа Германии от трубопроводных поставок. Польша, которая также официально собиралась прекратить прием российского сырья по «Дружбе», подала заявку на 2023 год (см. “Ъ” от 10 ноября).

Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, фактически Украина пытается воспользоваться сложившейся ситуацией, используя последний действующий маршрут поставки российской нефти в Европу, от которого прежде всего зависит Венгрия. Он отмечает, что денег, накопленных за счет повышения тарифа на прокачку в апреле, хватило бы Киеву не только на ремонт поврежденных недавно трансформаторов, но и на полную замену всех дизельных генераторов на протяжении всего украинского участка и перевод нефтепровода на автономное энергоснабжение. В этой ситуации, отмечает он, европейским компаниям, прежде всего MOL, есть смысл настаивать на аудите трат, получаемых от тарифа, так как это повышение перекладывается именно на них. 

Без контроля со стороны потребителей ЕС Украина еще не раз будет требовать роста тарифов на транзит, уверен эксперт.

Венгрия в рамках европейских санкций предусмотрела для себя возможность воспользоваться морскими поставками нефти из России в случае, если прокачка через «Дружбу» по территории Украины остановится. Такие поставки возможны по адриатическому нефтепроводу через хорватский порт Риека, оператором которого является местная компания Janaf. Однако для полной замены поставок по «Дружбе» северная ветка адриатического нефтепровода должна быть расширена.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики