Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев провоцирует газовые проблемы для Молдовы и Приднестровья – эксперт

Киев провоцирует газовые проблемы для Молдовы и Приднестровья – эксперт

Энергетический кризис в Молдове сделал новый виток. Республика может начать получать меньше российского газа по вине «партнеров» из Украины, которые присваивают себе предназначенные для транзита объемы. Почему в таких условиях администрация президента Майи Санду устраивает провокации в адрес Приднестровья, в беседе с «Евразия.Эксперт пояснил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Газпром» заявил о воровстве Украиной газа, предназначенного для Молдовы. По данным компании, подаваемый для транзита через украинскую территорию объем топлива больше, чем передает Киев «Молдовагазу» на границе двух стран. «Суммарный накопленный объем оседания на территории Украины – 52,52 млн куб. м газа», – заявили в пресс-службе «Газпрома». Молдавская сторона комментарий пока не опубликовала, но пообещала сделать это «в ближайшее время»

Ситуация в отношениях Молдовы с российским поставщиком и до этого была сложной. Кишинев грозил подать в суд на «Газпром» из-за решения сократить поставки. Российская компания объясняла такой шаг отказом Украины принимать российский газ на газоизмерительной станции «Сохрановка». К тому же Кишинев регулярно нарушал условия контракта с «Газпромом», задерживая оплату и не проведя аудит задолженности в оговоренные сроки.

На этом фоне Молдова урезала поставки газа в Приднестровье. «Газпром» через Украину теперь прокачивает мало, и всем он поставить необходимое количество газа по своим контрактам не может: ни в Европу, ни в Молдавию. Молдавия распределяет поставки – сколько в Приднестровье отправить, сколько оставить у себя. Распределяет она не физически, а дает разные заявки. Таким образом, они действительно в чем-то шантажируют «Газпром», указывая, что «если вы будете нам меньше поставлять, то и Приднестровью будет меньше доставаться», – отметил в комментарии «Евразия.Эксперт» эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт напомнил, что Кишинев не отдает «Газпрому» долги по предыдущим контрактам на сумму более $700 млн. Ранее МИД России уже отмечал, что Молдова намеренно идет на дестабилизацию экономической ситуации в регионе, пытаясь решить «приднестровский вопрос» в свою пользу силовым путем, по модели Украины. Кишинев воспользовался транспортной блокадой региона со стороны Киева, введя дополнительные ограничения на транзит грузов со своей стороны. Из заявления «Газпрома» следует, что Украина замешана и в газовых разногласиях между Кишиневым и Тирасполем.

«Газпрому», видимо, придется с Приднестровьем подписывать отдельный контракт. Как это сделать – непонятно и сложно, и пока все находятся в стадии торга. Вместе с тем, для потребителя, конечно, проблема есть», – подчеркнул Юшков.

Напомним, в ноябре Приднестровье получает от Молдовы 2,3 млн. куб. м газа в день (69 млн. куб. м газа в месяц), однако по договору между «Молдовагазом» и «Газпромом» из ежедневного объема поставок в 5,7 млн. куб. м газа в день Приднестровью должны передаваться 3,9 млн. куб. м. «Продолжение Молдовой политики экономического удушения Приднестровской Молдавской Республики и энергетического давления на население в условиях повышенной нестабильности в регионе будет означать коллапс экономики и разрушение социальной сферы», говорится в письме главы региона Вадима Красносельского руководителям ООН и ОБСЕ. Сокращение поставок газа в Приднестровье уже поставило регион на грань гуманитарного кризиса, отметил он.

Источник: Евразия.Эксперт, 22.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики