Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев опять торгует «Дружбой» — и как всегда себе в убыток

Киев опять торгует «Дружбой» — и как всегда себе в убыток

Жадность и глупость Киева могут оставить его и без денег за транзит нефти, и без дизеля для военной техники

Украина с 2023 года планирует повысить плату за транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Восточную Европу. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на письмо Укртранснафты в российскую компанию «Транснефть», которое имеется в распоряжении агентства.

«Продолжающееся разрушение украинской энергетической инфраструктуры привело к значительному дефициту электроэнергии, увеличению ее стоимости, нехватке топлива, запасных частей», — говорится в письме компании.

Кроме того, возросли расходы на организацию безопасных условий труда для персонала украинской компании и защиту ее объектов.

Укртранснафта заявила, что с 1 января повысит тарифы на транспортировку сырой нефти в Венгрию и Словакию на 2,10 евро за тонну — до 13,60 евро (13,90 долларов США). С 1 апреля компания уже повышала тариф, в результате чего общий рост в годовом исчислении составил 51%.

Агентство также напоминает, что 15 ноября Украина приостанавливала на сутки прокачку нефти по нефтепроводу в Восточную Европу из-за повреждения трансформаторной станции в результате ракетного удара России.

В Транснефти подтвердили получение письма от украинской компании и намерены обсудить его с правительством России.

«Мы изучаем эти предложения, готовим соответствующие сообщения в государственные органы России — ФАС и Минэнерго», — сообщил РИА «Новости» советник президента российской компании Игорь Демин.

Южный участок нефтепровода «Дружба» проходит в том числе через Украину. По этой ветке осуществляются поставки в Венгрию, Словакию, Чехию, Хорватию. В октябре 2022 года Венгрия и Сербия договорились о строительстве трубопровода в Сербию, по которому можно было бы доставлять российскую нефть, поступающую по «Дружбе».

Как пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, формально Киев должен согласовывать изменение тарифов.

— Формула такая, что платит за прокачку Транснефть, но этот тариф добавляется к стоимости нефти. В конечном итоге повышается стоимость для покупателя, и в результате больше пострадает покупатель, нежели российская сторона. Конечно, украинцы должны согласовывать это.

«СП»: — Так может тогда согласиться и пусть украинцы разбираются с европейцами?

— Мы не можем так просто подмахнуть письмо, да и ладно. Из-за этого суммарная стоимость российской нефти для Восточной Европы повышается, и наша нефть становится менее конкурентоспособна. И вообще непонятно, почему потребитель должен платить за транзит больше, ведь модернизация трубы не происходит, никаких дополнительных затрат нет. С чего тогда должны платить?

Любое повышение тарифа должно быть аргументировано. С 1 апреля они повысили, сказав, что эти дополнительные деньги будут пускать на возможные ремонты, связанные с боевыми действиями. В ноябре у них была остановка из-за того, что были повреждены трансформаторы. Почему остановился трафик, если они деньги с апреля по ноябрь собирали?

Собрали очень много — прокачка в месяц составляет примерно 1 млн 100 — 1 млн 500 тысяч тонн нефти. Можно посчитать, что суммарно они собрали несколько миллионов долларов. На эти деньги можно было заново создать всю систему резервного энергоснабжения, то есть поставить везде промышленные генераторы, закупить топливо и мгновенно переключиться на энергию генераторов, когда были повреждены трансформаторы от общей сети. Так почему тогда остановка транзита была? Куда деньги ушли? Есть эти генераторы или нет? Сомневаюсь, что есть, раз ничего не заработало.

Стоимость трансформаторов исчисляется тысячами долларов, но не миллионами же! А они еще просят дополнительно увеличить тарифы на те же цели. То есть с теми деньгами непонятно что сделали, явно нецелевым образом израсходовали, ничего для трубы не сделано. Но просят еще денег, чтобы опять потратить их неизвестно куда?

Проблема в том, что заявленная причина повышения тарифов не отражает реальность. В реальности не происходит трата денег на то, чем обосновывают повышение тарифов. Прежде всего венгерская нефтегазовая компания MOL тоже должна пошевелиться. Явно они боятся своих же политиков, может не венгерской, а общеевропейской реакции, но это бесконечно продолжаться не может. Если сейчас они согласятся на повышение тарифов, то Украина будет еще больше их повышать. Украина понимает, что может таким образом шантажировать европейцев, собирать с них деньги во всё больших объёмах и при этом ничего не делать.

«СП»: — Что реально могут сделать венгры и вообще европейцы?

— Венгерская MOL должна как-то контролировать расход этих средств. Мы же видим, что, например, по военной помощи американцы и европейцы предлагают аудит проводить — куда уходит оружие. То же самое и с деньгами за транзит нефти.

MOL должна с Укртранснафтой составить некую систему, которая будет позволять контролировать, куда уходят деньги, получаемые украинцами. Не просто акционерам через прибыль выводить, а полученную за месяц-два или за полгода сумму украинцы должны будут потратить на покупку определенных генераторов — и венгры приедут, чтобы проверить. Так работа должна быть выстроена, если они соглашаются на повышение тарифов. Это не просто повышение рентабельности украинской компании, а раз заявлено повышение надежности, то нужно контролировать, как эта надежность повышается.

«СП»: — Но ведь это касается не только Венгрии, но и других стран. Если сейчас эти страны не соглашаются на повышение, что может последовать? Украина может перекрыть транзит?

— Фактически, да. Могут перекрыть. Пострадает, прежде всего, Венгрия, потому что они практически ниоткуда больше получать нефть неоткуда и полностью свой НПЗ загрузить не могут. Даже если венгры какую-то другую нефть на мировом рынке найдут, то мощности хорватского нефтеприемного порта и нефтепровода, который идет в сторону Венгрии, не хватит, чтобы полностью загрузить венгерский НПЗ.

Хорватия в меньшей степени пострадает, потому что морем нефть завозит. Чехи рассчитывают на то, что смогут брать нефть через Германию — там есть труба на Росток. Но тут то же вопрос: если немцы, как они заявляют, откажутся с нового года от покупки нефти по нефтепроводу «Дружба» (хотя идут сейчас разговоры, что ни немцы, ни поляки не откажутся), тогда им придется загрузить и свои порты полностью для своих нужд, и даже польский Гданьск, чтобы получать туда нефть, потом качать ее до нефтепровода «Дружба» на польской территории и потом гнать в Германию. Тогда для чехов ничего не останется.

Сербы также страдают. Они и так напряглись из-за того, что Евросоюз запрещает с 5 декабря принимать российскую нефть морским транспортом. Они рассчитывали, что будут получать ее из Венгрии — оттуда она по трубам будет приходить в Хорватию и разворачиваться на Сербию. Пока существуют такие нефтепроводы. В перспективе сербы хотели напрямую из Венгрии построить нефтепровод, там буквально около ста километров, но получается, что и они могут попасть.

У всей Центральной Европы будут проблемы.

«СП»: — Что в этой ситуации может предпринять Россия и европейцы?

— Прежде всего, ждем реакции от европейцев. Они должны проявить активность и настаивать на обосновании тарифов, а не просто потому что украинцам денег захотелось.

Думаю, что европейцам целесообразно указывать Украине на то, что и она пострадает от этого. Если не будет транзита, они не смогут зарабатывать. Кроме того, возникнет дефицит топлива во всей Центральной и Восточной Европе, а это уже ограничит возможности Украины импортировать топливо. У Украины своей переработки фактически не осталось, Кременчугский НПЗ, в частности, пострадал во время боевых действий. Все топливо, которое они используют, они импортируют. А импортируют из тех же стран. Если у Венгрии не будет своей переработки, то она тоже будет импортировать, в том числе из соседних государств, а значит, будет меньше доставаться Украине.

Думаю, Украина должна учитывать, а европейцы донести до нее, что если у них будет плохо с топливом, то и у Украины будет дефицит, в том числе дизельного топлива, которым военную технику заправляют. Так что Украина то же заинтересована в какой-то степени, чтобы транзит продолжался.

Киеву надо об этом напомнить, потому что какая-нибудь компания, в данном случае Укртранснафта, может за деревьями не видеть лес — они хотят больше зарабатывать и продавливают такое решение, а что остальные украинцы от этого пострадают, она не замечает.

«СП»: — Позиция Венгрии по Украине ни для кого не секрет. Вы уже упомянули шантаж. Можно расценивать требование Киева, прежде всего, как шантаж, именно нас и венгров, наиболее заинтересованных в этом транзите?

— Часть украинского решения можно рассматривать как давление на венгров — «не надо сопротивляться российским санкциям, надо соблюдать общеевропейскую дисциплину, потому что есть рычаги воздействия на вас». То есть если Венгрия думала, что обезопасила себя, когда пролоббировала исключение из пакета санкций трубопроводных поставок, то это не гарантия, что она сможет нормально существовать.

Думаю, что все-таки основная причина банальна — больше денег получать.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 23.11.2022

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики