Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зыбкий потолок: будет ли работать предложенный ЕК способ ограничения цен на газ

Зыбкий потолок: будет ли работать предложенный ЕК способ ограничения цен на газ

Европейская комиссия, исполнительный орган Европейского союза, назвала уровень потолка цен на газ для Европы. Он оказался более чем вдвое выше текущих цен. Этот потолок наряду с другими предложениями предстоит утвердить министрам энергетики ЕС в четверг 24 ноября. Сможет ли предложенный механизм защитить потребителей от скачков цен, разбирался Forbes

Европейская комиссия (ЕК) предложила ограничить цену на газ для ЕС уровнем €275 за МВт·ч, или примерно $3000 за 1000 кубометров, установив этот потолок для фьючерсов с исполнением в следующем месяце, которые торгуются на нидерландской бирже TTF и служат ориентиром цен для остальной Европы. Ограничение будет действовать в течение года с 1 января 2023 года, но может быть продлено после ревизии, которая должна быть проведена до ноября 2023 года.

«Цены на газ в ЕС упали с августа благодаря сокращению спроса, обязательному заполнению хранилищ, диверсификации поставок и другим мерам, предложенным комиссией в последние месяцы, — сказала комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон. — Но в нашем наборе инструментов отсутствовал способ предотвращения и устранения всплесков цен. Сегодня мы предлагаем установить такой потолок цены на газ TTF, который защитит наших людей и бизнес от резкого роста цен. Механизм тщательно разработан, эффективен и не будет угрожать безопасности поставок, работе энергетических рынков ЕС и финансовой стабильности».

Предложенный Европейской комиссией потолок предстоит утвердить министрам энергетики ЕС в четверг 24 ноября. Если им не удастся принять решение, то вопрос о потолке цен рассмотрят главы стран ЕС уже на саммите 15–16 декабря.

Согласно предложению комиссии, механизм коррекции рынка должен запускаться автоматически при двух условиях: если цена газа превышает €275 в течение двух недель и если спред между ценой TTF и мировой ценой СПГ больше €58 в течение 10 торговых дней. Потолок цен ограничен только одним фьючерсным продуктом, чтобы газ, необходимый для обеспечения безопасности поставок, мог закупаться также на спотовом и внебиржевом рынках, говорится в сообщении ЕК. Действие этого механизма может быть приостановлено немедленно, если окажется, что установленный разрыв между ценами TTF и СПГ в течение 10 торговых дней не сохраняется или возникают угрозы безопасности газоснабжения ЕС, усилиям по сокращению спроса на газ, газовым потокам внутри союза или финансовой стабильности в Европе в целом.

23 ноября декабрьские фьючерсы на газ на TTF торговались по €131 за МВт·ч или $1417 за 1000 кубометров, по сравнению с €120 или около $1298 накануне вечером. В августе цены фьючерсов на TTF подскочили почти до €350 за МВт·ч 26 августа и держались на уровне выше €225 до 6 сентября.

Нынешнее предложение завершает целый ряд мер, которые ЕК выработала для решения проблемы высоких цен на энергоносители, начиная с весны нынешнего года. Среди уже принятых государствами — членами ЕС мер — обязательства по созданию запасов газа и сокращению спроса на него. В сентябре ЕК предложила также дополнительные экстренные меры по снижению спроса на электроэнергию и перераспределению сверхприбылей энергетического сектора в пользу граждан и бизнеса. В октябре были предложены новые меры по совместным закупкам газа странами ЕС, безусловным солидарным действиям европейских государств в чрезвычайных ситуациях, а также правовая основа для механизма корректировки рынка для решения проблемы высоких цен на газ в краткосрочной перспективе.

«Это означает «никогда»

Опрошенные Forbes эксперты полагают, что предлагаемый ЕК механизм установления потолка цен далек от совершенства и его использование мало реалистично.

Формула, приведенная ЕК, свидетельствует о том, что план не будет полноценно реализован, уверен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он отмечает, что, кроме TTF, существуют другие биржи, внебиржевой рынок и спотовый рынок СПГ. «Если СПГ на споте стоит дороже, чем фьючерсы, то потолок цен применяться не будет, — говорит Митрахович. — В таком случае никто не будет продавать через TTF, все побегут продавать либо через другие механизмы, либо СПГ просто пойдет не в Европу, а в Азию».

Чтобы СПГ не шел в Азию, Европе нужно постоянно выигрывать ценовой арбитраж, то есть цены должны быть довольно высокими, а ценовой потолок их ограничит. Некоторые поставщики вообще могут отказаться от поставок в Европу, полагает эксперт. В частности, напоминает он, Катар предупредил, что в случае введения Европой потолка цен на газ он может перенаправить свои поставки в другие регионы.

ЕК с самого начала скептически относилась к идее вмешательства в рыночное ценообразование на газ, но долгое время вынужденно лавировала между странами ЕС, выступавшими за и против этой меры, напоминает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По мнению эксперта, итоговое предложение означает фактически переход в стан противников «потолка цен». «Иначе сложно интерпретировать как саму «красную черту» в €275 за МВт·ч для деривативов TTF на месяц вперед, так и условия, при которых эта черта будет считаться пересеченной, — отмечает эксперт. — Ключевое из них — удержание цены на таком заоблачном уровне в течение двух недель подряд. Переводя с бюрократического языка на экономический это означает «никогда».

То же самое, по словам Белогорьева, относится и ко второму условию — превышению на €58 цены TTF «справочной» цены СПГ (имеются в виду спотовые индексы S&P MED — Daily Spot Mediterranean Marker и NWE — Daily Spot Northwest Europe Marker) в течение также двух недель. «Причем эти два условия не из разряда «или/или», а должны быть выполнены оба, что дополнительно снижает реалистичность запуска этого механизма, — говорит Белогорьев. — Не говоря уже о том, что они делают сам механизм весьма неповоротливым».

«С учетом условий активизации потолка цен (длительный период высоких цен и существенное превышение над ценами СПГ) мы понимаем, что он будет введен только в исключительных случаях», — считают аналитики Telegram-канала «Мои инвестиции».

Установленный потолок в €275 за МВт·ч на две недели — способ сохранить идею ценового потолка, почти лишив ее экономического содержания, согласна с коллегами независимый аналитик Елена Ананькина. Она указывает, что в ноябре 2022 года цены на TTF находятся на уровне €110–120, а на пике августа цена превышала €275 гораздо меньше двух недель.

«Сейчас европейские хранилища заполнены на 95%, осень выдалась необычно теплой, спрос на СПГ в Китае сильно просел, что увеличивает шансы пройти зиму без потрясений, особенно если не будет внезапных резких похолоданий в феврале-марте, сюрпризов с падением выработки гидро- и ветряных станций, с техногенными авариями у СПГ-экспортеров, — говорит Ананькина. — Ограничение в €275 за мегаватт-час может в принципе сыграть роль скорее для заполнения хранилищ на следующую зиму 2023–2024 годов, но даже и тогда наличие политических и коммерческих долгосрочных договоренностей с поставщиками свободного СПГ будет гораздо важнее формального потолка, который к тому же легко обойти».

Кроме того, предложенный механизм не запрещает внебиржевые сделки, где покупатели и продавцы могут использовать любые цены, а не только «подрегулированный» TTF, говорит эксперт. С другой стороны, €275 не слишком защищает европейских покупателей от роста цен на энергию, а европейские компании — от убытков и кризисов ликвидности, ради чего весь разговор о ценовом потолке и затевался. «Это значит, что ближайшей зимой каждая европейская страна будет заниматься спасением своих потребителей и энергокомпаний самостоятельно, как это уже делают Германия, Финляндия и некоторые другие», — считает Ананькина.

Что же касается России, то на ее долю сейчас приходится только 9% потребляемого Европой газа, и на эти поставки гораздо сильнее влияют политические факторы, санкции и физическая сохранность украинской газотранспортной системы, чем довольно теоретический ценовой потолок, отмечает эксперт.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 24.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики