Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС хочет взять потолок цен на нефть с потолка, но где потолок — не знает…

ЕС хочет взять потолок цен на нефть с потолка, но где потолок — не знает…

Европейцы не могут договориться о price cap на российскую нефть: у одних в голове только русофобия, другие боятся остаться без штанов

Евросоюз под неусыпным надзором США вот уже который день пытается практически штурмом взять потолок цен на российскую нефть. Дипломаты не могут преодолеть разногласия, пишет Bloomberg. Между тем, 5 декабря вступает в силу нефтяное эмбарго ЕС.

Объявление о ценовом пределе, который будут применять страны G7 и ЕС ожидалось 23 ноября, однако тогда договориться не удалось. «Европейские дипломаты ведут переговоры о том, насколько жесткими должны быть предельные цены на российскую нефть, что выявляет разногласия в блоке», — пишет издание.

По информации агентства, Польша отвергла предлагаемую цену в 65 долларов за баррель как слишком низкую для Москвы и предлагает снизить ее в 2 раза, а такой крупный игрок в нефтяных перевозках, как Греция не хочет опускаться ниже 70. Насколько затянутся переговоры, сейчас никто сказать не берется, однако дипломаты надеются достигнуть соглашения, которое позволит сохранить поставки российской нефти, одновременно ограничивая доходы России.

Свою лепту решила внести и Эстония. Устами своего министра иностранных дел страны Урмаса Рейнсалу она пригрозила применить право вето, если Евросоюз введет высокий потолок цен на российскую нефть. Ранее газета Politico сообщала, что большинство стран поддерживает идею о потолке цен в 65−70 долларов за баррель.

«По мнению Эстонии, такой ценовой горизонт является недостаточно амбициозным. Этот уровень цен на нефть кажется слишком высоким», — заявил глава внешнеполитического ведомства маленькой, но гордой нефтяной державы.

И ведь могут применить свое право, ибо по правилам ЕС необходимо согласие всех стран, а если кто-то против — то вето, и начинай всё сначала.

Пока европейцы бьются, ищут потолок, российский президент Владимир Путин предупреждает их в очередной раз, что так ведь и убиться можно. О потолок. Попытки Запада ввести ограничения на стоимость российской нефти 24 ноября он обсудил с премьер-министром Ирака Мухаммадом ас-Судани.

«Владимир Путин подчеркнул, что подобные действия противоречат принципам рыночных отношений и с высокой вероятностью приведут к тяжёлым последствиям для глобального рынка энергоресурсов», — сообщает пресс-служба Кремля.

Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова на еженедельном брифинге в очередной раз напомнила, что Россия не будет поставлять нефть в страны, которые «присоединятся к „картелю покупателей“». Кроме того, такая антирыночная мера нарушает поставки цепочек и может серьезно осложнить ситуацию на энергетических рынках.

«Многие нефтедобывающие страны также выступают против подобной меры, прекрасно понимая, что сегодня ее нацеливают против России, а завтра по политическим или чисто экономическим „полувороватым“ основаниям могут применить к любой другой стране», — подчеркнула она.

При этом она заверила, что Россия продолжит конструктивное сотрудничество с партнерами по ОПЕК+ в интересах стабилизации нефтяного рынка.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что Запад пытается «принять решение ради решения, чтобы поставить галочку», не прогнозируя при этом эффект от своих действий.

«Дело в том, что, действительно, такие очень пока что в нюансах непонятные обсуждения идут у европейцев по этому „потолку“. Там малообъяснимые цифры называются», — пояснил он. По его словам, перед тем как сформулировать позицию, Москва должна все проанализировать.

Так за что все-таки идет битва, учитывая, что с 5 декабря ЕС в любом случае вводит эмбарго на российскую нефть?

— Это два разных санкционных пакета, — заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Шестой пакет — это эмбарго на импорт российской нефти морским путем. Другой пакет — восьмой — тоже вступает в силу 5 декабря (если не будет отсрочек, что возможно) и предусматривает запрет европейским страховым компаниям и перевозчикам заниматься услугами по перевозке российской нефти в третьи страны (например, в Индию), если цена нефти в этом контракте выше предельной цены.

Этот price cap они как раз сейчас пытаются определить. Выясняется, что какие-то страны настроены на максимально жесткий подход (30 долларов), но это путь к тому, чтобы Россия вообще прекратила какие-либо поставки. Некоторые страны рационально предлагают 65 долларов. Венгрия, насколько я понял, вообще выступает против каких-либо ограничений.

Пока договориться не получается, но думаю, что в конечном счете договорятся на уровне 60−70 долларов. Это устроит Россию, потому что цена нефти с дисконтом устроит и покупателей, и европейских перевозчиков. Это будет компромисс, который продержится несколько месяцев, потому что американцы будут информацию собирать и увеличивать давление или price cap закручивать. Надо готовится к тому, чтобы переводить работу на альтернативных перевозчиков и страховщиков — российских, ближневосточных, азиатских.

«СП»: — Но если Европа с 5 декабря вообще не собирается покупать нашу нефть, то зачем так биться?

— Страховые компании и перевозчики — это большой бизнес. Для многих стран Европы (например, Греция и Кипр) — это значительная часть экономики, никто не компенсирует им того, что у них окажется куча безработных. Более того, если вдруг Россия, условно говоря, окажется без услуг этих перевозчиков и не сумеет вовремя перейти на перевозчиков других стран, то российские поставки на мировые рынки, включая азиатские, резко упадут. Это может привести к росту цен.

Причем если Индии и Китаю нефть будет доставаться, то для Европы, которая себя ассоциировала с шестым пакетом и теперь помешала еще возить российскую нефть восьмым пакетом, ситуация может быть еще хуже, поэтому ЕС и не хочет сильно рисковать.

То, что они восьмым пакетом пытаются воздействовать не только на себя, но и на весь мир, то это отражение гегемонистской логики — «заставим весь мир играть по нашим правилам». Когда они увидели, что весь мир нельзя заставить играть по их правилам, то решили, по крайней мере, ограничить работу своих компаний с Россией и третьим миром. Однако в процессе выяснили, что и эти ограничения могут по ним ударить, потому что российская нефть не пойдет на мировые рынки, так как Россия быстро найдет альтернативных перевозчиков и тогда цена на нефть вырастает, а Европа, которая и так страдает из-за энергетического кризиса, окажется в еще более худшем положении. Вот они и занервничали.

«СП»: — Если гипотетически допустить, что Россия все-таки согласится с потолком, каковы последствия, риски?

— Россия на уровне властей заявила, что не будет поставлять нефть в страны, которые введут предельную цену. Если, например, Южная Корея введет price cap на российскую нефть, то Южной Корее нефть поставлять Россия не будет. Но если понимать price cap как предельную цену, с которой могут работать европейские судовладельцы и компании, предоставляющие услуги судоходного фрахта, то тут российское правительство не будет запрещать российским компаниям пользоваться услугами европейских фирм, даже если эти фирмы готовы работать с Россией только с условием того, цена в контракте на перевозку не превышает price cap.

То есть российское правительство не будет запрещать условной Роснефти давать скидку на поставки нефти в Индию на таком уровне, чтобы европейский перевозчик был готов эту нефть везти в Индию. Хотя тут тоже ест нюансы. Например, для меня интрига, как российские власти объяснят ситуацию с Болгарией, потому что формально нельзя поставлять нефть в те страны, которые ввели price cap. Болгария в ближайшее время будет голосовать за price cap на уровне Евросоюза, но Болгария получила исключение из шестого пакета на продолжение морских поставок нефти. Получается, что российским властям надо будет сказать, что фраза про отсутствие поставок в страны, которые вводят или голосуют за price cap, относится не ко всем странам мира, а только к тем, которые находятся за пределами «большой семерки» и Евросоюза.

«СП»: — Широкой поддержки, на которую явно рассчитывали США, их инициатива не находит. Тем не мене подобная антирыночная мера может стать прецедентом, который в дальнейшем смогут применять к другим странам? К чему это приведет?

— Это разрушение правил игры. Это может привести к тому, что после России, где эта мера будет применена к другим странам, например, арабским. Отсюда и очень нервная реакция на этот price cap со стороны арабских стран — и ОПЕК+, вместо того, чтобы увеличить добычу, приняла решение о мощном ее сокращении в ноябре. Периодически американская пресса вбрасывает новость, что страны ОПЕК готовы резко увеличить добычу, но саудиты ее тут же опровергают. Они понимают, что это замануха в духе «занимайте место русских», но потом против них будут вводить такие же меры.

Также может быть и с газом. При этом Катар уже сказал, что если будет введена предельная цена на газ, то он будет считать себя свободным от обязательств по поставкам газа.

Все «на стреме», потому что дальше price cap могут ввести на что угодно. Экономическая война Запада с Россией — это в значительной степени разрушение правил игры мировой экономики в целом и энергетики в частности.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 25.11.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики