Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки

Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки

Cогласно заявлению Еврокомиссии, в 2023 году так планируется приобрести 15% всего газа. Также Еврокомиссия вновь предложила ввести потолок цен для месячного фьючерса на газ на уровне 275 евро за МВт/ч

Министры энергетики стран Евросоюза договорились о механизме совместных закупок газа на глобальных рынках без российского топлива. Согласно заявлению Еврокомиссии, в 2023 году так планируется приобрести 15% всего газа от объема газохранилищ государств — членов ЕС.

Еврокомиссия для совместных закупок союза наймет посредника, который просчитает общие запросы и займется поиском предложений, чтобы удовлетворить спрос. Действие механизма может быть приостановлено в любой момент, если появятся риски для безопасности поставок, подчеркивают в ЕК.

Комментирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Они хотят создать некую бюрократическую структуру, которая будет собирать заявки с рыночных игроков, которые точно так же могли бы сами найти газ на рынке. Она будет выходить на рынок и говорить: мы хотим купить этот газ. Разница небольшая, только то, что увеличится плечо и появится посредник, услуги которого придется оплачивать, что увеличит стоимость этого ресурса и так достаточно большую. Они рассчитывают, что смогут как крупный покупатель просить о скидках. Но в условиях дефицита газа и понимания поставщиков, что ЕС деваться некуда, кто же им пойдет навстречу. Это пока только политическая декларация, и сложно было ожидать чего-то иного. По поводу трубопроводного газа никаких совместных закупок не могло бы быть в принципе, во-первых, потому что у нас действуют контракты, по СПГ идет максимальный отбор, там все законтрактовано, но тут как раз есть вопрос, готовы ли они также исключить закупки того же российского СПГ через посредников, потому что значительная часть газа приходит в Евросоюз не напрямую от российских компаний, а через акционеров, даже через китайские, через французские компании. А если они ограничат и здесь возможности, им будет еще сложнее найти этот газ для пополнения резервов, только если какие-то политические договоренности, но и можно было достичь в другом формате, не ожидая создания дополнительных структур. С другой стороны, это продолжение политики Еврокомиссии, которая пытается максимально на себя перетянуть полномочия в сфере определения энергетической политики, где у стран — членов ЕС до сих пор был и суверенитет значительный, и приоритет».

Также Еврокомиссия вновь предложила ввести потолок цен для месячного фьючерса на газ на уровне 275 евро за мегаватт-час. Ранее Financial Times сообщила, что страны Евросоюза недовольны этим предложением. По мнению представителей стран ЕС, такой потолок является «слишком высоким».

Против этого предложения также выступили представители биржи ICE. По их словам, в случае утверждения потолка цен трейдеры понесут убытки в размере 33 млрд долларов, которые они должны будут внести в виде маржинальных платежей.

Источник: BFM.RU, 25.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики