Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему страны ЕС не могут договориться о потолке цен для нефти из РФ

Почему страны ЕС не могут договориться о потолке цен для нефти из РФ

Пока неизвестно, смогут ли страны ЕС согласовать потолок цен на российское черное золото и на каком уровне, однако стоимость нефти уже растет на фоне неопределенности на рынке.
 
Переговоры Евросоюза по потолку цен на российскую нефть в очередной раз отложены из-за разногласий между европейскими странами. До этого сообщалось, что большинство государств ЕС поддержали предложение о введении лимита стоимости на сырье из РФ на уровне $65-70 за баррель.
 
При этом Польша не согласилась на потолок в $65, заявляя, что он "слишком мягкий", и предложила лимит в $30. Греция же не хочет уровня лимита ниже $70 за баррель.
Пока неизвестно, смогут ли страны согласовать потолок цен на российское черное золото и на каком уровне он будет установлен, однако стоимость нефти уже растет на неопределенности на рынке. Так, цены на Brent выросли в пятницу почти на 2% - до $86,67 за баррель, и эксперты ожидают, что о каком бы уровне потолка ни договорились в ЕС, стоимость сырья будет увеличиваться из-за нестабильной ситуации.

Зачем ЕС нужен потолок цен

Обсуждение Евросоюзом потолка цен на российскую нефть выглядит довольно странно, потому что с 5 декабря 2022 года страны ЕС должны полностью запретить импорт сырья из РФ, которое перевозится морским транспортом, считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
 
"Потолок цен распространяется именно на нефть, которая транспортируется морем. То есть здесь вопрос не для самого Евросоюза, так как с 5 декабря они и так не смогут покупать российскую нефть - с потолком цен или без него", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан.

Поэтому, считает эксперт, эта цена устанавливается не для ЕС - здесь вопрос, скорее, в том, чтобы создать возможность для европейских перевозчиков и страховщиков транспортировать российское сырье.

"Когда реальная цена нефти будет укладываться в потолок, например, в $70 за баррель, ее смогут перевозить и страховать европейские компании. В высоком потолке цен заинтересованы, прежде всего, те страны, компании которых работают в таких сегментах рынка, как перевозка и страхование перевозок нефти. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы эти компании больше зарабатывали", - рассказал Юшков.

В то же время, отметил эксперт, некоторые страны практически не занимаются перевозкой и страхованием нефти, поэтому они могут себе позволить выступать за низкий потолок.

"У Польши вообще довольна лукавая позиция. Когда она говорит про потолок в $30 за баррель, надо понимать, что Польша покупает российскую нефть по нефтепроводу "Дружба". На нефтепроводные поставки не распространяются ни эмбарго, ни какие-либо ограничения, поэтому страна может все что угодно говорить, потому что ее этот вопрос не касается", - отметил эксперт.

Страх дефицита сырья

По словам Юшкова, те страны, которые выступают за высокий потолок цен, опасаются того, что, возможно, низкий лимит приведет к тому, что Россия сократит экспорт нефти. Следовательно, на мировом рынке наступит дефицит и вся любая другая нефть не российского производства подорожает.
 
"Поэтому они тоже выступают за некие мягкие условия. Та же самая Венгрия, например. Будапешт понимает, что если исходить из национальных интересов, то лучше не создавать напряжения на рынке, которое приведет к высоким ценам, потому что Венгрия покупает российскую нефть", - рассказал эксперт.
 
По его словам, в связи с этим многие страны исходят из того, что не надо устраивать колебания и "нервировать" рынок, в результате чего может расти цена на черное золото.
При этом, считает он, Россия, скорее всего, будет игнорировать установление потолка цен.
 
"В определенный момент и по рыночным показателям РФ будет укладываться в потолок цен, если его установят на уровне $65-70 за баррель", - отметил Юшков.
 
"Но РФ всегда должна исходить из позиции: не то чтобы мы выполняем условия, просто рыночная ситуация такова. Россия должна игнорировать эти меры в виде потолка цен. Если какая-либо сторона официально объявит о том, что присоединяется к потолку цен, то России целесообразно отказаться от поставок нефти подобным покупателям. Необязательно, чтобы это было государственное решение. Компании могут сказать: есть рыночное ценообразование. И если по рыночному ценообразованию цена выходит выше, чем потолок цены, а вы пытаетесь у нас купить по потолку цены, то, извините, мы не сошлись во мнениях или ценах и не продадим вам", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
 
Автор: Айгюль Тагиева
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 26.11.2022

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики