Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия, Казахстан и Узбекистан намерены создать «тройственный газовый союз»

Россия, Казахстан и Узбекистан намерены создать «тройственный газовый союз»

Целью проекта является координация действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана

Россия, Казахстан и Узбекистан планируют создать «тройственный газовый союз». Планы по его созданию обсуждали Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев накануне на встрече в Москве. Об этом заявил пресс-секретарь президента Казахстана Руслан Желдибай.

Он пояснил, что целью проекта является координация действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«На самом деле, до сих пор непонятно, о каком «тройственном союзе» идет речь, и такое ощущение, что пафос названия, наверное, гораздо больше, чем реальное наполнение этого союза. Неясно, что же там союзного такого будет происходить, то есть кооперация и так есть во всех трех странах. Например, основными производителями газа в Узбекистане и так являются российские компании — «Лукойл», «Газпром». «Лукойл» перепродает часть газа как раз узбекскому «Газпрому», тот поставляет в Киргизию и так далее. «Газпром» закупает под 10 млрд кубометров газа у Казахстана ежегодно, но в основном эти операции происходят для того, чтобы блокировать туркменский газ, чтобы он не достался Китаю, чтобы Казахстан его не продавал в Китай, не создавал лишнюю конкуренцию «Газпрому», который сам хочет наладить поставки в Китай по газопроводу «Сила Сибири — 2», и конкуренция ему там не нужна. Поэтому не совсем ясно, в чем будет союзность-то заключаться, вряд ли мы увидим какую-то координацию по объемам экспорта. То есть это не модель ОПЕК+, в принципе на газовом рынке конкуренция больше, кооперация не состоялась даже в давно существующей организации ФСЭГ (Форум стран — экспортеров газа). Поэтому и в среднеазиатской среде какие-то элементы согласованных действий минимальны, все пока являются конкурентами на газовом рынке Китая. Правда, Казахстан в этом году заявлял, что через пару лет он перестанет быть страной-экспортером и станет страной-импортером, и в этом плане еще больше вопросов тогда возникает к этому «тройственному союзу». Мы и Узбекистан — экспортеры, а Казахстан станет импортером. Глава Казахстана должен отправиться в Европу, и, наверное, посыл этот все-таки для стран ЕС: не думайте, что вы сможете взять и за счет среднеазиатского газа отказаться от российского, у нас вообще кооперация, у нас союз, поэтому клин в наших отношениях вы вбить не сможете».

В Кремле считают, что идея газового союза России, Казахстана и Узбекистана соответствует интересам стран. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, это огромная, обширная территория в очень важном регионе и маршруты поставок энергоносителей чрезвычайно актуальны для этой территории. По его словам, эта инициатива будет дорабатываться «в плане формулирования четких контуров».

Источник: BFM.RU, 29.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики