Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газу понадобился надежный коридор на Восток: Москва создает тройственный союз

Газу понадобился надежный коридор на Восток: Москва создает тройственный союз

Россия и Казахстан обсуждают создание тройственного газового союза с Узбекистаном, чтобы российский газ пошел на Восток.

Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев обсудили на встрече в Москве создание тройственного газового союза. «В ходе переговоров в Кремле президентов Казахстана и России речь шла о создании тройственного газового союза в составе России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана», — сказал пресс-секретарь президента Казахстана Руслан Желдибай, передает Tengrinews.kz. Эксперты трех стран будут искать рациональное решение с учетом интересов всех сторон, добавил он.

«Российская Федерация и Республика Казахстан продолжат создавать благоприятные технические и экономические условия для транзита энергоресурсов по территориям друг друга в третьи страны в соответствии с международными обязательствами», — говорится уже в Декларации по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном, которую на встрече подписали два президента.

Переговоры прошли в рамках XVIII Форума межрегионального сотрудничества двух стран, где российский президент заявил о переориентации экспортно-импортных операций на новые рынки: «Ведется работа по обустройству и повышению эффективности новых магистральных международных коридоров Восток — Запад и Север — Юг».

До этого президент Казахстана заметил, что у двух стран есть вопросы, требующие дополнительных согласований и даже переговоров, в частности это касается газовой сферы.

По территории трех стран проходит трансконтинентальная система газопроводов Средняя Азия — Центр. Построенная во времена СССР, она предназначалась для поставок газа из Туркмении в Россию. В «Газпроме» оценивают мощность системы в 80 млрд кубометров газа в год.

«Пока мало информации, но, судя по формулировке, которую использовал официальный представитель Кремля, речь может идти о транзите российского газа на новые рынки через эти страны. Что стало особенно актуально в условиях деклараций об отказе ЕС от российского газа, а также санкционных и диверсионных действий против газотранспортной инфраструктуры, связывающей Россию и Европу», — замечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Очевидно, речь может идти о поставках российского газа в Иран. В Тегеране говорили о свопе в 10 млрд кубометров: топливо из России поставляется на энергодефицитный север страны, а Иран в обмен на это поставляет соответствующие объемы в страны Азии. Правда, необходимой инфраструктуры для этого еще нет.

Еще одно направление — непостроенный газопровод Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ).

Источник: EADaily, 29.11.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики