Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС выпустил разъяснения о действии потолка цен на российскую нефть

ЕС выпустил разъяснения о действии потолка цен на российскую нефть

Суда, нарушившие соглашение прайс-кэп, будут наказывать лишением страховок и финансирования на 90 дней, сам потолок цен будет пересматриваться в сторону понижения каждые два месяца. Как будет в этой ситуации действовать Россия?

Еврокомиссия официально объявила, что предельная цена на российскую нефть будет 60 долларов за баррель. Потолок цен вступит в силу с 5 декабря для сырой нефти и с 5 февраля для нефтепродуктов. В воскресенье, то есть за день до начала действия европейского эмбарго и потолка цен на российскую нефть, представители России и ОПЕК проведут встречу, чтобы обсудить ситуацию на рынке.

Евросоюз будет пересматривать предельный уровень цены на российскую нефть в середине января и потом — каждые два месяца, чтобы оценить, как работает схема. Совет ЕС уже заявил, что при каждом пересмотре ориентиром будет цена на 5% ниже рыночной.

Непонятно пока, как Россия подготовилась к прайс-кэп. Именно это и станет основным вопросом консультаций России и членов ОПЕК. Так считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Все участники ОПЕК+ хотят получить ответ, как Россия теперь будет экспортировать нефть, то есть будут ли вводиться какие-то государственные запреты на экспорт в какие-то отдельные страны. Либо нет, либо мы будем просто игнорировать эти санкции и говорить о том, что вот если рыночная цена укладывается в потолок цены, тогда у нас просто больше выбор перевозчиков и страховых компаний, если не попадает, тогда, соответственно, мы имеем ограничения в танкерах, которые перевозят российскую нефть. То есть явно все хотят услышать некий отчет от России, как она подготовилась к введению этого потолка цены, сколько у нас есть лояльных нам танкеров, какой прогноз по поводу объемов экспорта, и, соответственно, дальше ОПЕК+ будет обсуждать вопрос: Россию надо заменять на мировом рынке нефти или нет».

Далеко не факт, что результаты этих консультаций станут известны широкой публике. В это же воскресенье пройдет заседание ОПЕК+ в формате видеоконференции. Эксперты, опрошенные The New York Times, считают, что участники соглашения не станут принимать поспешных решений в условиях неопределенности с присутствием российской нефти на мировом рынке. Издание также отмечает, что на рынок действуют и другие факторы, в первую очередь — снижение спроса со стороны Китая из-за ковидных ограничений.

Пока нет необходимости пересматривать квоты участников ОПЕК+. Так считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Базовый прогноз, что добыча останется неизменной, потому что цена на нефть все-таки практически вернулась к 90 долларам за баррель и является приемлемой для большинства членов картеля. Но все-таки с учетом новых реалий я думаю, что действительно ОПЕК+ может занять выжидательную позицию и посмотреть, как будет работать нефтяное эмбарго и потолок цен. Если эта ситуация приведет к серьезному сокращению поставок российской нефти, то тогда я думаю, что министры ОПЕК+ могут вернуться к вопросу об увеличении добычи. Но нужно промониторить ситуацию, это может занять месяц, с моей точки зрения».

Ранее западные СМИ сообщали, что Россия закупает танкеры, чтобы смягчить эффект от нефтяных санкций. Как следует из субботней публикации газеты Financial Times, которая ссылается на одного из судовых брокеров, Москва закупила уже больше 100 устаревших судов для перевозки российской нефти. Так это или нет, судить трудно, но, скорее всего, какая-то работа в этом направлении ведется. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Часть этих танкеров раньше возили иранскую нефть, теперь будут возить российскую, полностью это отследить не получится и прекратить эти перевозки тоже. Очевидно, что если санкции не уничтожили нефтяную индустрию Ирана, то российскую тем более не уничтожат. И вот такие меры, как скупка теневого танкерного флота, могут нам помочь. Альтернатива какая еще — перевозчики из дружественных юрисдикций, и поскольку прайс-кэп оставлен на цене выше, чем текущие котировки российской нефти, значит, перевозчики из Европы по-прежнему смогут российскую нефть возить. На несколько месяцев этого хватит, а дальше уже по обстоятельствам. Сколько всего будет потеряно, думаю, где-то 0,7 млн баррелей — 7,5 млн баррелей Россия экспортировала нефти и нефтепродуктов, если теряется 0,7 млн, считайте, что это десятая часть экспорта. В целом я думаю, что это в разумных пределах, которые российская нефтяная индустрия переживет».

Также стало известно, как Евросоюз будет наказывать тех, кто проигнорирует требования прайс-кэп. Как следует из пояснения Еврокомиссии, ЕС намерен на 90 дней лишать страховок и финансирования суда, перевозившие российскую нефть по цене выше предельной.

Автор: Михаил Задорожный

Источник: BFM.RU, 03.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики