Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Россия формирует «теневой флот»

Зачем Россия формирует «теневой флот»

Использование «теневого флота» – основной для России способом обхода ограничений после введения ценового потолка на нефть, считает Игорь Юшков — ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

Россия собирает «теневой флот» танкеров, чтобы смягчить эффект от нефтяных санкций, сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на данные судоходных брокеров и аналитиков. По оценкам судоходных брокеров, в этом году было приобретено более 100 судов для перевозок сырой нефти, причем речь идет об устаревших танкерах.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал «Московской газете», что Россия действительно приобрела танкеры, однако их количества недостаточно для того, чтобы Москва могла без ущерба для себя транспортировать сырье на новые рынки.

«С российской стороны это абсолютно логичное решение. Москве сейчас сложно работать с предыдущими своими партнерами. Приходится переключаться на новые рынки и решать вопрос с перевозкой сырья. Вполне возможно, что российская нефть вскоре будет транспортироваться с помощью судов, которые ранее в полутеневом режиме использовались для перевозки иранской нефти. Однако танкеров может не хватить, поэтому возможно Россия воспользуется услугами перевозки сырья у судоходных компаний, зарегистрированные в дружественных юрисдикциях», — сказал Станислав Митрахович.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, не исключено, что Россия попытается найти определенное количество лояльных танкеров, которые не будут сообщать данные о перевозимом сырье санкционным регуляторам ЕС и США.

«Потолок цен на российскую нефть подразумевает, что для России основной способ обхода ограничений – это использование флота, который не будет сообщать реальные данные о стоимости перевозимой нефти. Согласно разъяснениям Вашингтона никаких вторичных санкций к покупателям российского сырья, стоимость которого выше установленного потолка, применяться не будет. Однако перевозить российскую нефть по морским путям выше ценового потолка запрещено. Согласно документу перевозчики и страховые компании обязаны запросить данные о стоимости сырья, которое заливается в танкер. Поэтому Россия, вероятно, попытается найти определенное количество лояльных танкеров, которые не будут сообщать данные о перевозимом сырье санкционным регуляторам ЕС и США, либо будут формально соблюдать процедуру. То есть на бумаге будет зафиксировано, что нефть, условно, стоит 30 долларов за баррель, тогда как реальная ее цена будет соответствовать рыночной стоимости. Это вполне рабочая схема, поскольку никто не обязан перепроверять, соответствует ли информация в документе действительности или нет», — предположил Игорь Юшков.

По словам эксперта, «планы о введении потолка цен на нефть из РФ обсуждаются с весны этого года, поэтому у России было несколько месяцев подготовиться к санкциями и сформировать свой флот для перевозки нефти на новые рынки».

«Основная интрига – сколько на счету России танкеров и достаточное ли их количество. Потому что здесь накладывается несколько вопросов: во-первых, как уже отмечалось, нужны лояльные танкеры, которые смогут перевозить нефть по рыночной цене. Во-вторых, с 5 декабря Россия должна окончательно уйти на азиатский рынок. Таким образом, время пути до потребителя будет увеличено, а это значит, что нужно больше танкеров. Что касается того, насколько сократиться экспорт российской нефти, пока сложно спрогнозировать, поскольку нужно время, чтобы понять, какой объем отгрузки будет в российских портах в ближайшие два месяца. Но у России остается возможность маневрировать по загрузкам: можно, например, отгружать больше нефти там, где путь у танкеров короче до азиатских рынков, например, с порта Новороссийска. Соответственно, необходимо будет уменьшить отгрузку в северо-западных портах», — сказал Игорь Юшков.

При этом собеседник издания не исключил, что в случае сокращения экспорта российской нефти мировой рынок столкнется с дефицитом, что спровоцирует рост цен на энергоресурсы.

«Таким образом, за счет экспорта нефти на другие рынки мы сможем заработать примерно столько же, сколько до введения ограничений. Поэтому с точки зрения наполнения бюджета никакой катастрофы не произойдет», — заключил аналитик.

В соответствии с ценовым потолком с 5 декабря баррель российской нефти будет стоить не выше 60 долларов. Такое решение приняли страны G7, ЕС и Австралия, говорится в заявлении Еврокомиссии.

Автор: Элина Рустамова

Источник: Московская газета, 03.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики