Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем России устаревшие баржи: спасет ли танкерный флот нефтяной экспорт

Зачем России устаревшие баржи: спасет ли танкерный флот нефтяной экспорт

Москва приобрела сотню судов для перевозки сырья

Уже не первый раз западные СМИ сообщают «сенсационную» новость о том, что Россия собирает «теневой флот» танкеров для смягчения эффекта от нефтяных санкций, вступающих в силу 5 декабря. На сей раз издание Financial Times, сославшись на данные судоходного брокера Braemar, сообщило миру, что Москва уже закупила более сотни судов для перевозки сырой нефти. Причем речь идет об устаревших танкерах, близких к списанию, ранее обслуживающих также «подсанкционные» поставки Ирана и Венесуэлы.

Как пишет Financial Times, по данным энергетической консалтинговой компании Rystad, в 2022 году Россия добавит к своему танкерному флоту 103 судна за счет покупок и перераспределения кораблей, ранее обслуживавших нефтяной экспорт Ирана и Венесуэлы.

Прямых доказательств этому нет, есть лишь «подозрительная» информация в реестрах о значительном увеличении анонимных или новых покупателях танкеров. Как правило, эти вновь приобретенные суда имеют возраст 12-15 лет и, скорее всего, будут списаны в ближайшие несколько лет, пояснил руководитель отдела исследований танкерного флота в Braemar Ануп Сингх. «Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», — заявил он.

Еще в ноябре Braemar сообщала, что в текущем году связанные с Россией операторы предположительно приобрели 29 супертанкеров («очень большие нефтеналивные суда», или VLCC), каждый из которых может перевозить более 2 млн баррелей нефти. Кроме того, Россия, по предположениям консалтинговой компании, добавила к флоту 31 танкер Suezmax (рассчитан на около 1 млн баррелей) и 49 танкеров Aframax (около 700 000 баррелей).

Впрочем, у экспертов эти данные вызывают сомнения. В частности, специалисты обращают внимание на то, что танкеры VLCC банально не подходят для России, так как эти суда слишком велики для отечественных портов. Однако справедливости ради отметим, что определенные предпосылки для информации о создании нашей страной своего «теневого» танкерного флота все же есть. Во-первых, тарифы на перевозку российской нефти морским путем в преддверии 5 декабря – дня вступления западных санкций – существенно выросли: в среднем, в полтора раза. Во-вторых, еще в октябре один из крупнейших госбанкиров страны Андрей Костин говорил, что на «расширение танкерного флота необходимо потратить порядка $16,2 млрд». Следовательно, так или иначе данный вопрос в российских властных коридорах рассматривался.

Если Россия действительно приобрела более 100 судов для этих целей, то это, безусловно, смягчит санкционный удар, но не решит все возникшие у нашей страны проблемы. «России нужно более 240 танкеров, чтобы сохранить текущий экспорт», – считает Виктор Курилов, аналитик Rystad. По оценкам компании, России будет не хватать 60-70 танкеров, а экспорт по морю упадет примерно на 200 тыс. баррелей в сутки. Западные компании считают, что общие объемы российской нефти, потерянные для рынка, могут в итоге колебаться от 600 тыс. до 1,5 млн в день.

В Государственной думе такую оценку не разделяют. «У России нет необходимости в создании огромного теневого флота, – сказал первый зампред комитета по международным делам Алексей Чепа. – Очевидно, нашей стране даже и создавать такой теневой флот не надо, потому что огромное количество компаний и большое количество стран хотят брать нашу российскую нефть».

А вот эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что стратегия по приобретению дополнительных судов для перевозки нефти в условиях жестких санкций вполне логична. «Конечно, будут задействованы транспортные суда тех стран, которые можно в наименьшей степени обвинить в сотрудничестве с Россией. Танкеры будут переоформляться на иностранные юридические лица, заподозрить которые в каких-либо тайных договорах с нашей страной окажется практически невозможным», – говорит эксперт.

Он приводит данные за прошлый год, согласно которым общая численность морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, составляла почти 1,5 тысяч судов. Из них собственно под российским флагом ходило 1,2 тысяч кораблей. Хотя более 60% тоннажа нефти приходилось на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами. При этом большинство российских кораблей уже «старенькие» – их срок эксплуатации превышает 15 лет. По словам Юшкова, в России практически не осталось современных контейнеровозов, кораблей с горизонтальной загрузкой или баржевых транспортных средств, осуществляющих доставку грузов на крупные морские платформы.

В то же время Юшков считает, что отечественным экспортерам нефти удобнее использовать корабли, ходящие под флагами независимых государств: Либерии, Мальты, Кипра и Панамы. «Количество судов под российским флагом снижается, а число грузоперевозчиков, передвигающихся под нейтральными вымпелами, напротив, растет. Импортные морские транспортные услуги обходятся российским компаниям в $10-15 млрд ежегодно», – уточняет эксперт.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: МК, 04.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики