Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ценовой потолок (видео)

Ценовой потолок (видео)

Евросоюз, а вместе с ним «Большая семерка» и Австралия, официально объявили о введении предельной стоимости российской нефти. По мнению Запада подобные ограничения, с одной стороны, лишат Москву средств для финансирования СВО, а с другой — не оставят мировые рынки без российской нефти, потому что её все ещё будет выгодно продавать. Как работает санкционный механизм, какие варианты его обхода есть и что будет делать Россия?

Что случилось?

В понедельник, 5 декабря, Евросоюз официально ввел потолок цен на российскую нефть. Теперь европейским компаниям нельзя оказывать брокерские, страховые и прочие услуги для морской перевозки энергоресурсов в третьи страны, если цена за баррель будет превышать 60 долларов.

Новые ограничения одобрил не только ЕС, но также страны «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Италия и Япония) и Австралия. Согласовать предельную цену европейцы не могли на протяжении недели, едва успев к «дедлайну» — максимальную стоимость огласили 3 декабря. Прибалтика и Польша требовали не поднимать потолок выше 30 долларов за баррель, считая 60 долларов слишком щедрым предложением, а вот Мальта и Греция наоборот, не хотели опускать цену ниже отметки в 70 долларов.

«Потолок» будет корректироваться каждые два месяца так, чтобы он был минимум на 5% ниже текущей экспортной цены Urals — самого популярного сорта российской нефти. Сейчас, кстати, энергоресурсы торгуются даже ниже «потолка».

Тем судам, что были загружены топливом ещё до 5 декабря, дадут время выгрузить ресурсы до 19 января. Ещё в октябре ЕС постановил, что любой танкер, который хотя бы раз перевезет российскую нефть по более высокой цене, никогда больше не сможет быть застрахован в европейских компаниях. Однако вскоре от столь жесткого наказания было решено отказаться — страховать нельзя будет только те суда, которые специально нарушили ограничения, и запрет продлится всего три месяца.

В понедельник также начинает действовать европейское эмбарго на поставки сырой российской нефти морским путем. Отсрочку получили лишь Хорватия и Болгария. Также несколько стран Европы — Венгрия, Чехия и Словакия — в порядке исключения продолжат получать российскую нефть по трубопроводу «Дружба».

Как это будет работать?

Итак, как именно должны работать ограничения на цену российской нефти? Запад хочет воспользоваться тем, что рынок страхования танкеров, фактически, монополизирован Европой. 95% мирового парка нефтяных судов обслуживается Международной группой клубов взаимного страхования в Лондоне и некоторыми фирмами на континенте. (Клубы взаимного страхования — это такая форма организации морского страхования, когда на покрытие возможных претензий скидываются сами судовладельцы. Существует с 1720-х годов). Покупатели смогут получить доступ к европейским страховым и финансовым услугам для облегчения закупок нефти только в том случае, если они будут придерживаться ценового ограничения.

Чего этим хочет добиться Запад? Ситуация выглядит так, словно в странах G7 уверены — они нашли элегантный и беспроигрышный способ ввести ограничения против Москвы. С одной стороны, российские доходы упадут, что затруднит финансирование СВО. С другой, энергоресурсы продолжат поступать.

В этой стройной картине не учтена лишь одна деталь — мнение России. Власти страны неоднократно повторяли — государства, вводящие ограничения, о поставках нефти могут забыть.По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, Москва готовит ответные меры и никакого потолка признавать не собирается. Вице-премьер РФ Александр Новак подчеркнул, что Россия, скорее сократит добычу, чем станет торговать с государствами, поддержавшими ценовой потолок. По его словам, правительство планирует подготовить механизм, который запретит торговлю в условиях подобных ограничений.

Подобные санкции могут привести к плачевным последствиям для всей нефтяной отрасли, считают многие эксперты. Так, Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, отмечает: то, что начинается как способ наказать Россию и ограничить её финансовые возможности, может превратиться в механизм, который можно будет применить против всех игроков рынка. Он сравнивает «нефтяной потолок» с газовым — сейчас ЕС также хочет ограничить предельную цену на газ и эти меры коснутся уже не только Москву, но и ОПЕК.

Конечно, хочется использовать уже привычный оборот про «выстрел в ногу»: однако сейчас речь идет не просто о том, что Запад лишится надежного поставщика дешевых ресурсов. Страны «Большой семерки» буквально отдают столь весомое экономическое преимущество Индии и Китаю. И если с Дели, например, Вашингтон, пытается договариваться — то с КНР у США вполне открыто идет торговая война (пусть и несколько сбавившая обороты). Да и среди самих «союзников» не все ладно: Европа всерьез обеспокоена тем, что из-за энергетического кризиса и финансовых условий её покинут крупные компании — и тем не менее, решительно отказывается от одного из своих главных преимуществ.

Что делать?

Россия могла бы использовать методы, подобные тем, которые используются Ираном и Венесуэлой, чтобы избежать санкций. Например, разные сорта нефти можно смешивать прямо в открытом море, чтобы скрыть её происхождение. Такой способ активно применяет Тегеран. Впрочем, власти США уже попытались закрыть эту лазейку: на «разбавленную» российскую нефть будут действовать все те же ограничения.

Один из вопросов, который возникает, когда становятся понятны предполагаемые механизмы работы ценового потолка, очень прост. Если главный инструмент давления — отказ страховать суда, что мешает Москве самой свои танкеры застраховать?

Технически — ничего. Более того, Россия уже предлагает заключать соглашения через Российскую национальную перестраховочную компанию. Сложность в том, что пока совершенно неясно, согласятся ли другие страны принимать застрахованные таким образом суда. В Минтрансе говорят, что Турция признает страховой сертификат российских компаний для морских перевозок. А Индия и Китай признают, но не в полной степени.

Москва также планирует запустить национальную платформу для торговли нефтью, независимую от западных энергетических рынков. Иностранным покупателям российской нефти будет предложено торговать там с целью установления локальной базовой цены.

Кроме того, все чаще появляются новости, что владельцы танкеров отказываются от флагов стран Европейского союза. Об этом сообщило афинское издание Kathimerini. По данным источников, с начала октября количество судов в кипрском реестре сократилось на 21%, а в мальтийском — на 67 танкеров. В издании обращают внимание, что их перекупают Китай, Индия и Турция.

И Анкара играет в новых логистических цепочках крайне важную роль. Многие суда, вышедшие из-под европейской юрисдикции, пополнят так называемый глобальный «темный флот». Говоря менее образно, они попытаются выйти из всех реестров и будут переправлять российскую нефть в обход санкций, пусть стоимость транспортировки и вырастет соразмерно рискам. Информация, которую по самой своей природе трудно перепроверить, указывает на то, что большинство таких судов переходят в турецкую собственность, независимо от того, под каким флагом они плавают или где находится штаб-квартира их формального владельца.

Что с ценами на нефть?

Цены на нефть в понедельник росли больше чем на 2 доллара. Однако говорить о прямой связи между введением ограничений и ростом котировок нельзя. Во-первых, рынки знали о потолке в 60 долларов заранее — и цены падали. Кроме того, на встрече ОПЕК в воскресенье страны-участницы картеля решили сохранить квоты на добычу нефти без изменений. Организация выжидает, чтобы оценить, насколько сильно Москве придется сократить добычу.

Нефтяной рынок сейчас находится в состоянии неопределенности. И ключевым фактором, который скажется на ценах, станет ситуация в Китае. Региональные власти в КНР снимают коронавирусные ограничения — в связи с этим растет спрос на энергоресурсы. А вслед за ним и цены.

Источник: НТВ, 05.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики