Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минфин: РФ в ноябре недополучила 90 млрд рублей нефтегазовых доходов

Минфин: РФ в ноябре недополучила 90 млрд рублей нефтегазовых доходов

Речь идет об уровне ожидания дополнительных доходов от продажи российских ресурсов. Как стоит трактовать эти данные?

Российский бюджет в ноябре недополучил около 90 млрд рублей нефтегазовых доходов. Эту цифру привели в Минфине.

Комментирует директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов:

«Минфин формирует свой прогноз по доходной части в части нефтегазовых доходов на год, исходя из своего прогноза и прогноза министерства экономического развития в части, допустим, экспорта нефти и газа. Если возникает разница между этим прогнозом, который давно сформировали Минфин и Минэк, и фактическими поступлениями, то возникает разница сама по себе, она не говорит о том, что доходы сократились из-за того, что произошли какие-то негативные последствия. Понятно, что доходы нефтегазового сектора определяются ценами на нефть в первую очередь и физическими объемами экспорта. Последние месяцы ситуация была довольно стабильная, и в этой части никаких особо сильных изменений не было. В октябре бюджет, наоборот, получил дополнительные выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых «Газпрома» в районе 450 млрд рублей. В следующем году, как мне кажется, нефтегазовые доходы сократятся из-за того, что произойдет сокращение экспорта нефти, в первую очередь из-за ввода эмбарго со стороны ЕС, и сокращение экспорта газа из-за того, что сокращаются поставки на европейский рынок. Но это сокращение будет относительно небольшим, скорее в пределах 10%».

Если посмотреть на данные о нефтегазовых доходах за прошлый год, то в 2022-м уже собрано больше, замечает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Это не имеет отношения к тем цифрам, которые были заложены в бюджет на 2022 год, на мой взгляд, этот момент принципиальный. Потому что, если вы посмотрите официальные нефтегазовые доходы за первые десять месяцев, — да, они составили 9,8 трлн рублей за 2022 год. Если вы посмотрите, например, 2021 год, а бюджет был выполнен по нефтегазовым доходам на 2021 год, то за весь прошлый год было собрано 9 трлн рублей, а сейчас за десять месяцев собрали, считайте, на триллион больше. Если возьмете первые десять месяцев 2021 года, было собрано вообще 7,2 трлн. Сейчас было превышение по десяти месяцам в 1,6 трлн по 2021 году. То есть в этом плане бюджетные ожидания на 2022 год, безусловно, будут выполнены. Другое дело, что в процессе самого года, естественно, эти ожидания менялись, и вот отсюда появилась такая хитрая формулировка, что в ноябре нефтегазовый комплекс вроде как не додал каких-то денег в бюджет по сравнению с ожиданиями на начало месяца. Но при этом все ожидания бюджетные на 2022 год нефтегазовая промышленность выполнила».

Минфин также напомнил, что покупка иностранной валюты и золота за счет указанных средств производиться не будет. Это связано с временной приостановкой отдельных положений бюджетных правил.

Источник: BFM.RU, 05.12.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики