Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Узбекистан не намерен участвовать в «газовом союзе» с Россией

Узбекистан не намерен участвовать в «газовом союзе» с Россией

Ранее третья сторона предполагаемого газового союза — Казахстан — уже заявляла, что не позволит использовать свою территорию для уклонения от санкций

Узбекистан будет импортировать газ на основе коммерческих контрактов, а не через передачу своих энергосетей, заявил министр энергетики страны, отметив, что для купли-продажи участие в «каком-то альянсе или союзе» не требуется.

Ранее, комментируя предложение о создании тройственного газового союза между Москвой, Астаной и Ташкентом, Казахстан заявил, что не позволит использовать свою территорию для уклонения от санкций.

Идея предполагает более масштабное сотрудничество, чем просто купля-продажа газа. Это и своповые операции, и транзит российского газа, и расширение газотранспортных систем, а не политический контракт. Говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Здесь много вопросов, потому что идея очень абстрактная, но обсуждалась на высшем уровне. Меняется, в общем-то, модель российского газового экспорта. У нас же есть инфраструктура еще со времен СССР, достаточно развитая газотранспортная система, поэтому, когда есть партнерство, газ приходит по партнерской цене. Была мысль о том, чтобы создать треугольник: Россия, Казахстан, Узбекистан. Задачи стояли понятные: строить газоперерабатывающие мощности на территории республик Казахстан и Узбекистан. В Казахстане не так много газа, и предостережение от китайцев уже пришло. Китай надеется, что этой зимой поставки газа из Казахстана будут стабильные. У Казахстана есть вопросы во внутреннем потреблении, у них нет большого экспортного потенциала, так что российский газ может быть востребован. Он не под санкциями, как известно. Просто цель европейцев — отказываться стратегически от газа как такового».

В свою очередь, представитель президента РФ Дмитрий Песков заявил, что об обмене газа на политические условия в рамках возможного трехстороннего газового союза речи не идет. Для чего вообще может быть нужен этот новый союз? Мнение главы коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», политолога Евгения Минченко:

«Все три страны являются достаточно крупными производителями энергоносителей, в том числе газа, им, конечно же, гораздо удобнее координировать свои действия, распределять усилия, не конкурировать между собой на каких-то рынках, а заранее выбирать какие-то точки, где работает каждый из участников альянса, таким образом минимизировать издержки и максимизировать прибыль. То есть я думаю, что идея, в общем-то, вполне здравая. Что касается заявления вице-премьера и министра энергетики правительства Узбекистана. Его спросили, влечет ли это за собой какие-то политические последствия. Он сказал: «Нет, политических последствий не будет, это чистая экономика». Ну, собственно, это ровно то самое, что и планировалось, об этом он сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков».

В конце ноября президенты России и Казахстана обсудили создание «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что маршруты поставок энергоносителей в этом регионе «чрезвычайно актуальны» и такой союз «будет соответствовать интересам всех трех стран». Тем не менее ни одна из сторон пока не приводила какие-либо подробности проекта.

Источник: BFM.RU, 08.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики