Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Узбекистан не намерен участвовать в «газовом союзе» с Россией

Узбекистан не намерен участвовать в «газовом союзе» с Россией

Ранее третья сторона предполагаемого газового союза — Казахстан — уже заявляла, что не позволит использовать свою территорию для уклонения от санкций

Узбекистан будет импортировать газ на основе коммерческих контрактов, а не через передачу своих энергосетей, заявил министр энергетики страны, отметив, что для купли-продажи участие в «каком-то альянсе или союзе» не требуется.

Ранее, комментируя предложение о создании тройственного газового союза между Москвой, Астаной и Ташкентом, Казахстан заявил, что не позволит использовать свою территорию для уклонения от санкций.

Идея предполагает более масштабное сотрудничество, чем просто купля-продажа газа. Это и своповые операции, и транзит российского газа, и расширение газотранспортных систем, а не политический контракт. Говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Здесь много вопросов, потому что идея очень абстрактная, но обсуждалась на высшем уровне. Меняется, в общем-то, модель российского газового экспорта. У нас же есть инфраструктура еще со времен СССР, достаточно развитая газотранспортная система, поэтому, когда есть партнерство, газ приходит по партнерской цене. Была мысль о том, чтобы создать треугольник: Россия, Казахстан, Узбекистан. Задачи стояли понятные: строить газоперерабатывающие мощности на территории республик Казахстан и Узбекистан. В Казахстане не так много газа, и предостережение от китайцев уже пришло. Китай надеется, что этой зимой поставки газа из Казахстана будут стабильные. У Казахстана есть вопросы во внутреннем потреблении, у них нет большого экспортного потенциала, так что российский газ может быть востребован. Он не под санкциями, как известно. Просто цель европейцев — отказываться стратегически от газа как такового».

В свою очередь, представитель президента РФ Дмитрий Песков заявил, что об обмене газа на политические условия в рамках возможного трехстороннего газового союза речи не идет. Для чего вообще может быть нужен этот новый союз? Мнение главы коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», политолога Евгения Минченко:

«Все три страны являются достаточно крупными производителями энергоносителей, в том числе газа, им, конечно же, гораздо удобнее координировать свои действия, распределять усилия, не конкурировать между собой на каких-то рынках, а заранее выбирать какие-то точки, где работает каждый из участников альянса, таким образом минимизировать издержки и максимизировать прибыль. То есть я думаю, что идея, в общем-то, вполне здравая. Что касается заявления вице-премьера и министра энергетики правительства Узбекистана. Его спросили, влечет ли это за собой какие-то политические последствия. Он сказал: «Нет, политических последствий не будет, это чистая экономика». Ну, собственно, это ровно то самое, что и планировалось, об этом он сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков».

В конце ноября президенты России и Казахстана обсудили создание «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что маршруты поставок энергоносителей в этом регионе «чрезвычайно актуальны» и такой союз «будет соответствовать интересам всех трех стран». Тем не менее ни одна из сторон пока не приводила какие-либо подробности проекта.

Источник: BFM.RU, 08.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики