Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Узбекистан срывает планы по "тройственному газовому союзу"?

Игорь Юшков: Узбекистан срывает планы по "тройственному газовому союзу"?

"Тройственный газовый союз", который ранее обсуждался между Казахстаном, Узбекистаном и Россией, может оказаться вовсе и не тройственным, а может, даже и не союзом. Как пишет Reuters, в Узбекистане заявили, что не пойдут на политические условия ради газа, хотя нехватка голубого топлива присутствует. Что имели в виду узбекские чиновники, не совсем понятно, но также непонятно и то, зачем вообще заявлялся этот "тройственный газовый союз". Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков:

— Возможно, эти заявления были сделаны для внутреннего пользователя, мол, нет никакой угрозы, что Россия придет и будет скупать газовые сети — потому что могут быть такие опасения, ведь иногда "Газпром" воспринимают как гиганта, который станет все поглощать и потом пользоваться монопольным положением. Вполне возможно, что заявление было направлено на то, чтобы успокоить людей в Узбекистане.

Второй момент — может быть, это некая попытка дистанцироваться от России, чтобы показать, что у нас есть особое мнение по вопросам и газа, и политики, поэтому пока никакого союза в плане газа не может быть. То есть Узбекистан — это отдельный субъект газового рынка, и решение о сотрудничестве с кем бы то ни было, с тем же Китаем, они выстраивают самостоятельно. Поэтому речь не идет о том, что будет создана некая наднациональная структура, через которую можно будет покупать узбекский газ, а по-другому никак. Я думаю, что Узбекистан пытается еще и эту мысль донести и до Китая, и, может быть, до западных компаний, которые могут быть инвесторами в узбекские проекты.

Что касается самого "тройственного союза", то идея была яркая, заявления громкие, но в чем смысл этого союза — непонятно. Потому что на внешних рынках мы на сегодняшний день являемся конкурентами — мы все, например, конкуренты на китайском рынке. К тому же у нас и так есть сотрудничество — мы у Казахстана сейчас закупаем чуть ли не 10 млрд "кубов" газа в год. В Узбекистане присутствуют российские компании — "Лукойл" добывает там газ, продает "Газпрому", который поставляет его Киргизии. То есть взаимодействие идет, и в этом плане заявление узбекских чиновников о том, что мы будем действовать исключительно на основании коммерческих контрактов, справедливо, по-другому и быть не может. То есть газ всегда продают и покупают именно коммерческие компании, а не государства. Возможно, в Узбекистане имели в виду, что не нужно излишне политизировать газовую отрасль — это действительно так, Узбекистану выгодно не политизировать газ.

Что касается нашей страны, то зачем этот союз России, тоже не совсем понятно, потому что сотрудничество и так идет, и насколько оно может быть еще более плотным, непонятно — мы и так хорошо взаимодействуем. По одной из версий, может быть, России было бы выгодно, чтобы было как можно больше игроков на турецком газовом хабе. Эта идея заключается в том, что создается некий пункт, на котором собирается много поставщиков, идет активная торговля, меняется право собственности на газ, а дальше собственниками становятся европейцы, и по их территории уже проходит как бы "европейский" газ. И смысл для России в том, чтобы обезличить газ, который европейцы будут забирать, тогда нужно как можно больше поставщиков. Пусть объемы даже будут небольшими, главное — чтобы были игроки, кроме России, чтобы европейцы могли отчитываться, что купили газ не у России, а на хабе.

Источник: Накануне.RU, 08.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики