Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пробки танкеров у Босфора: Турки отжимают у Запада рынок страхования нефтеперевозок

Пробки танкеров у Босфора: Турки отжимают у Запада рынок страхования нефтеперевозок

Заторы в проливах говорят о том, что Анкара решила получить и российскую нефть, и деньги за страховку

После введения потолка цен на российскую нефть 5 декабря в Босфоре начала образовываться пробка из нефтеналивных танкеров, которая не «рассосалась» и к 9 числу. Как пояснили турецкие власти, заторы связаны не с самим запретом, а с тем, что европейские страховые компании отказываются предоставлять письма о страховке для прохождения танкеров с нефтью через черноморский пролив.

«Страховые компании отказываются от выдачи подобных писем, которые выдаются в рутинном порядке», — говорится в сообщении главного управления по морским делам минтранса Турции 8 декабря.

Турецкие власти отметили, что причина отказа «непонятна», но подчеркнули, что продолжат настаивать на предоставлении писем о страховке танкеров с нефтью. При этом минтранс опроверг данные о величине затора, по данным ведомства, у берегов Турции находится около 15 кораблей, а не 100, как утверждают некоторые СМИ.

В среду, 7 декабря, в российском МИД выразили обеспокоенность в связи с затором. По словам замминистра иностранных дел Александра Глушко, Москва обсуждает ситуацию по линии транспортных и страховых компаний. Государство, по его мнению, должно будет подключиться, если проблема не разрешится на текущем уровне. Но интересно, что в образовавшейся пробке почти нет российских танкеров.

 

8 декабря FT со ссылкой на западных чиновников уточнила, что потолок цен не мог стать причиной скопления нефтяных танкеров у берегов Турции, поскольку, по данным источников, «из примерно 20 танкеров» все, кроме одного, везут нефть из Казахстана. Первый танкер, по информации FT, прибыл к проливу еще 29 ноября — то есть почти за неделю до вступления в силу новых ограничений. Письма с подтверждением наличия у корабля страховки P&I Турция стала требовать уже с 1 декабря.

В свою очередь, в минфине США заявили, что потолок цен на нефть из России не требует дополнительных проверок кораблей в водах Турции. Представители ведомства подчеркнули, что и США, и Турция заинтересованы в том, чтобы мировые рынки топлива не испытывали дефицита. Для этого, по их общему мнению, необходим простой режим соблюдения требований по транзиту нефти через турецкие проливы.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что Турция решила воспользоваться ситуацией и не только вынудить Россию поставлять больше нефти ей, но и захватить большой кусок на рынке страхования морских перевозок, на котором до этого доминировал Запад.

— Ужесточение требований Турции произошло уже 1 декабря. Если бы это касалось исключительно потолка цен на российскую нефть, пробки начали бы образовываться значительно позже. Ведь если первые новости о заторах начали появляться 5−6 декабря, то загружены эти танкеры были намного раньше, а, значит, на них эти ограничения не распространяются.

Кроме того, мы видим, что в подавляющем большинстве в пробке стоят танкеры, перевозящие казахскую нефть, которая прошла через КТК — Каспийский трубопроводный консорциум. Она в основном принадлежит западным компаниям, которые являются инвесторами казахстанских проектов, в том числе американскому Chevron.

Мы можем рассматривать несколько версий, почему российские танкеры турки практически не тормозят и в пробку не ставят, а претензии предъявляют танкерам с казахстанской нефть, которая принадлежит международным либо американским собственникам. Одно из наиболее логичных предположений заключается в том, что таким образом турки пытаются захватить весь рынок страхования в Черном море.

«СП»: — Каким образом?

— Когда международные компании нагружаются в КТК, они страхуют перевозку в западных компаниях. Прежде всего это известные лондонские страховые дома, которые занимают большую долю рынка. Не исключено, что Турция видит в сложившейся ситуации окно возможностей для себя. Российские компании и нефть, которая будет идти из Новороссийска, также будет нуждаться в страховании. Его могут обеспечивать как российские страховщики, так и турецкие, главное, чтобы покупатель это одобрил.

Вот турки и думают, что раз начались такие титанические сдвиги на нефтяном рынке, что существенная доля морских перевозок теперь страхуется не западными компаниями, нужно эти сдвиги усилить еще больше и попытаться «отжать» весь рынок страхования нефти из КТК себе. Поэтому они предъявляют претензии практически исключительно нефти казахского происхождения, чтобы вынудить компании-собственники заключать страховки не с британскими структурами, а с турецкими.

Эта версия выглядит довольно логично, учитывая, что российских танкеров в очереди почти нет. К остальным турецкие органы предъявляют разнообразные претензии, по сути, вынуждая их дополнить эту страховку или даже заменить услугами собственных компаний, которые таким образом активно выходят на рынок.

«СП»: — А какие еще версии могут быть?

— Пробки в Черноморских проливах выгодны Турции еще по одной причине. России нужно как можно быстрее вывозить свою нефть на азиатские рынки и разгружать ее, чтобы танкер успел вернуться как можно быстрее за новой партией. Количество танкеров у нас теперь очень сильно ограничено, международные компании боятся или напрямую отказываются с нами сотрудничать. Покупателей, которые соглашаются не учитывать порог цены на нашу нефть, не так много. Но когда тебе нужно как можно быстрее доставить груз, а в проливах стоит пробка, естественно, ты думаешь, как ее обойти.

Возможно, Анкара таким образом подталкивает Россию к тому, чтобы она максимальные объемы направляла на нефтеперерабатывающие заводы самой Турции. Тогда и цены нефти для Турции снижалась бы, к тому же, она сама бы перерабатывала и экспортировала российскую нефть на азиатский рынок. Это санкциями Евросоюза не запрещено, более того, на такие переработанные продукты потолок цен не распространяется.

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко считает, что сложившаяся ситуация стала следствием общего развала мирового рынка нефти из-за санкций.

— Учитывая всю палитру сложных рыночных отношений, которые порождаются все новыми ограничениями, создается избыточное давление на всех. Кто-то ожидает, что цены могут скакнуть в связи с запретами, кто-то боится, что ресурса не будет.

Сейчас в Евросоюзе и нефтепереработчики, и оптовики в преддверии февральского эмбарго на нефтепродукты достаточно активно начинают закупать российские ресурсы, пока они идут морем. На мой взгляд, вся эти неразбериха создает излишний ажиотаж на рынке. Черноморское направление Босфора всегда было достаточно активным, а при увеличении объема отгрузок турецким властям с этим трафиком справляться сложнее.

В связи с ажиотажем турецкие власти также могут опасаться рисков техногенной катастрофы, нарушения эксплуатации судов и так далее. Поэтому предпринимаются дополнительные меры безопасности.

На мой взгляд, то, что мы видим сейчас — это общий эффект всех санкций и ограничений, который может усугубляться. Мы можем предположить ухудшение функционирования всего глобального рынка нефти. Все ограничения, направленные против России, как и попытка вырезать российские объемы из мирового оборота, приведут к эффекту домино и коснутся всех. Рынок будет дестабилизирован.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 09.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики