Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ в ЕС все еще дорогой: чиновники не могут договориться о потолке цен

Газ в ЕС все еще дорогой: чиновники не могут договориться о потолке цен

Чиновники Европейского союза никак не могут договориться по поводу уровня ценового потолка на газ, при этом цены на это топливо растут на ожиданиях похолодания. Есть ли надежда, что какое-то решение по регулированию цен будет достигнуто в ближайшее время, разбирался Forbes?

Представители стран ЕС в среду, 7 декабря, обсуждали поправки к предложениям Европейской комиссии (ЕК) по введению механизма установления ценового потолка на газ. В ответ на запрос Forbes представитель Совета ЕС сообщила, что ход и результаты обсуждения не являются публичными, поскольку это подготовительный этап к принятию окончательного решения. В ходе обсуждений, которые продолжатся до 13 декабря, одни государства-члены добиваются более жестких условий, а другие хотят более гибких, сказала представитель.

По сообщению издания Euractiv, поскольку обсуждение рассматривалось как предварительное, представители готовы провести еще одно заседание по этому вопросу в субботу, 10 декабря, перед встречей министров энергетики ЕС, намеченной на 13 декабря. В этот день председательствующая в ЕС Чехия хочет достичь окончательного соглашения.

На предыдущей встрече 24 ноября министры энергетики ЕС согласовали часть предложенных Еврокомиссией мер по преодолению энергетического кризиса, в том числе положения о совместных закупках газа и солидарных действиях государств в чрезвычайных ситуациях, но не смогли согласовать уровень ценового потолка на газ и порядок его применения. «Шампанское пока не открываем, ставим бутылку в холодильник», — сказал тогда на пресс-конференции после встречи министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела, сообщив, что ожидает принятия решения 13 декабря.

Министры 24 ноября не утвердили предложение ограничить цену на газ для ЕС уровнем €275 за МВт·ч, или примерно $3000 за 1000 кубометров (при текущем курсе $1,06 за €1), с установлением этого потолка для фьючерсов с исполнением в следующем месяце, — деривативов, которые торгуются на нидерландской бирже TTF и служат ориентиром цен для остальной Европы. Ограничение предлагалось ввести на год с 1 января 2023 года с возможностью продления после ревизии, которая по плану должна была быть проведена до ноября 2023 года. К совещанию 13 декабря, согласно распространенному Чехией и попавшему в СМИ пакету поправок, потолок цены предлагается снизить до €220 за МВт•ч, или примерно $2400 за 1000 кубометров.

Еврокомиссия предлагала автоматический запуск механизма коррекции рынка при двух условиях: если цена газа превысит уровень потолка в течение двух недель и если разница между ценой TTF и мировой ценой сжиженного природного газа (СПГ) будет превышать €58 в течение 10 торговых дней. В распространенном Чехией проекте предлагается снизить спред до €35, а двухнедельный срок — до пяти дней.

Неназванные дипломаты ЕС сообщили агентству Reuters, что на встрече 13 декабря решение вряд ли будет принято из-за сохраняющихся разногласий и может потребоваться еще одна встреча министров. Отсутствие согласия между членами ЕС подтверждает и Euractiv. По сведениям издания, на прошлой неделе Бельгия, Италия, Польша, Греция и Словения представили неофициальный документ с предложением установить либо фиксированный потолок на уровне €160 за МВт•ч, ($1780 за 1000 кубометров), либо устанавливать его ежемесячно на основе международных газовых цен и позволять другим европейским газовым биржам отклонение от установленного потолка не более 5%, чтобы поддерживать ценовой сигнал для потоков внутри ЕС. Нидерланды полагают, что поддерживаемые государствами покупатели газа и компании, обязанные по закону покупать газ для заполнения хранилищ, способствовали росту цен на газ в Европе этим летом, поскольку страны ЕС стремились заместить сокращающиеся поставки российского газа и были готовы платить за это заоблачные цены. Поэтому Гаага предложила ограничить сделки с газом для этих покупателей на уровне цен ниже потолка, предложенного ЕС, и пересматривать этот уровень ежемесячно.

По данным Bloomberg, который сообщил со ссылкой на неназванных европейских дипломатов, группа из 12 стран ЕС потребовала существенно снизить предложенный альянсом потолок биржевых цен на газ. По данным агентства, соответствующее предложение направили, в частности, Польша, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Хорватия, Бельгия и Италия. У коалиции есть достаточно голосов, чтобы заблокировать соглашение ЕС об ограничении газовых цен, отметили собеседники Bloomberg.

Европейские цены на газ, между тем, не снижаются, последний подъем начался 11 ноября с уровня €105 за МВт•ч ($1160 за 1000 кубометров) до €159 за МВт•ч ($1770 за 1000 кубометров) в течение торгового дня в четверг 8 декабря, хотя к закрытию цены припали до €139 за МВт•ч ($1550 за 1000 кубометров). При этом год назад цена газа составляла €69 за МВт•ч ($822 за 1000 кубометров). Независимый аналитик Елена Ананькина полагает, что причиной роста цен стали начавшиеся в Европе холода, безветренная погода, снижение запасов газа в хранилищах и ремонт реакторов на французских АЭС. Запасы газа в ЕС на 7 декабря снизились до 91% с 95% месяц назад, производство ветряной электроэнергии в ЕС в среду упало до 10,8% от общей выработки, хотя неделю назад оно составляла 15%, а две недели назад — 22,4%. На следующей неделе ожидается похолодание в Северной и части Западной Европы.

Поставщики будут отворачиваться от Европы

Пока перспективы установления потолка цен на газ остаются неясными, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Если установить жесткий потолок цен, то можно распугать часть поставщиков, — говорит эксперт. — Поставщики СПГ будут разворачиваться от Европы, а страны вроде Азербайджана или Алжира трижды задумаются о том, имеет ли смысл организовывать какие-то новые проекты по добыче газа и по его экспорту в Европу с учетом такого подхода. Если же установить мягкий уровень в $3000 или даже в $2600, то этот уровень очень высок и, соответственно, его установление ничего не решает».

В любом случае, введение предельной цены — это принципиально антирыночная мера, которая нарушает правила базового функционирования международной торговли, говорит Митрахович. «Давно таких эксцессов в международной торговле не было, — говорит аналитик. — Мне было бы крайне интересно посмотреть на лица тех европейских дипломатов, которые поедут в Катар, Алжир, Нигерию, Азербайджан, Мозамбик или какие-то другие страны и будут просить поставлять больше газа в Европу, а в ответ производители откажутся это делать из-за потолка цен».

Ключевым вопросом остается тот уровень, на котором будет установлен «потолок», считает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Он напоминает, что цены выше €275 за МВт•ч в 2022 году фиксировались только четыре дня, выше €200 — в течение 23 дней, а выше €160 — более трех месяцев подряд со 2 июля по 6 октября. «Поэтому для сторонников потолка цен именно €150-160 выглядят наиболее разумным уровнем, — рассуждает аналитик. — Это все равно экстремально высокий уровень цен, но для идеологических противников «потолка» он все-таки слишком низок. Вероятность достижения потолка в €150-160 весьма велика, причем как в январе-феврале 2023 года, так и летом 2023 года». Учитывая, что среди стран ЕС есть как убежденные сторонники, так и не менее убежденные противники вмешательства в рыночное ценообразование на газ, компромисс между ними в любом случае будет вынужденным и кому-то из них навязанным, отмечает Белогорьев.

При уровне потолка €160 за МВт•ч не факт, что Европе удастся заполнить хранилища на следующую зиму, считает Ананькина. Она сомневается, что при таком потолке цен Норвегия и США будут поставлять в Европу газ, который можно гораздо дороже продать в Азию или даже в Великобританию. Высокий уровень потолка Европу также не спасет, полагает аналитик. «Даже в беспрецедентно волатильном 2022 году цены газа пробивали потолок в €220 всего две-три недели в августе, когда европейские компании получили от государств политический мандат и финансовую поддержку, чтобы заполнять хранилища любой ценой, перекупая СПГ, предназначенный Азии, — напоминает Ананькина. — Именно благодаря колоссальному ценовому скачку, теплой осени и сохраняющихся, хоть и минимальных поставок из России, Европа смогла добиться сегодняшнего 91% уровня заполнения хранилищ».

Высокая заполненность хранилищ, полагает аналитик, не является гарантией от зимних встрясок европейского рынка в случаях резкого похолодания, аварий или невозможности снизить потребление газа. Ананькина отмечает, что высокая цифра в 91% говорить лишь о заполненности хранилищ, но не указывает на потребности рынка (по оценке ЕС, хранилища закрывают лишь 25-30% зимнего потребления), а также не учитывает нынешний низкий 30%-ный уровень заполнения огромных украинских газохранилищ, традиционно помогавших зимнему газоснабжению Европы. 

Аналитик напоминает, что украинские газовые хранилища, в принципе, никогда не планировались исключительно под украинский спрос, их создавали, чтобы снабжать газом Европу в условиях значительных холодов, когда потребление резко возрастало. Старые выработанные газовые месторождения на западе Украины было удобно использовать в качестве хранилищ из-за их близости к европейским рынкам в отличие от российских месторождений в Сибири, откуда газ до Европы идет долго. «Сезонность была такая: каждый год «Газпром» летом поставлял в украинском направлении больше газа, чем Европе было нужно летом, газ накапливался в хранилищах на западе Украины и зимой продавался в Европу», — говорит Ананькина.

Газовая генерация еще долго будет нужна как страховка от внезапных похолоданий или падения выработки возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) в безветренные пасмурные дни, полагает Ананькина. Для энергобезопасности Европы, считает аналитик, будут гораздо важнее новые договоренности о поставках газа, такие, как сравнительно небольшой 15-летний контракт Германии с Катаром на ежегодную поставку 2 млн т СПГ, и сокращение спроса. Сейчас, напоминает аналитик, сокращение спроса на газ в Европе происходит во многом за счет промышленности, что бьет по экономике индустриальных регионов, Германии и Восточной Европы, и в перспективе только увеличивает зависимость Европы от импорта газа.

Что дальше

«Пока чиновники обсуждают теоретические нюансы ценового потолка, время идет, финансовые проблемы европейских энергокомпаний и потребителей только усугубляются, инфляция растет, возможности государственной поддержки небезграничны, а новый скачок мирового предложения газа ожидается не раньше 2025-2026 годов за счет запуска новых мощностей СПГ в США и Катаре, — перечисляет Ананькина. — Цены повышаются и, скорее всего, останутся высокими еще как минимум два-три года».

Пока летние фьючерсы торгуются на уровне около €140, но, по экспертным оценкам, не исключен их рост до €180-200, причем речь о среднемесячных, а не о суточных значениях, суточная волатильность может быть существенно выше, рассказывает Белогорьев из Института энергетики и финансов.

В целом, в 2023 году, по мнению эксперта, газовый баланс на рынке ЕС выглядит более определенным, чем в нынешнем году, поскольку не будет угрозы внезапного выпадения большого объема трубопроводного импорта, которая создавала панические настроения, державшиеся с мая по сентябрь. «Основные риски будут связаны с достаточностью предложения СПГ, которое определяется ценовой конкурентоспособностью по сравнению с азиатскими потребителями, и с динамикой спроса, начиная с апреля, — говорит Белогорьев. — Непонятно, получится ли спрос сокращать дальше, или он стабилизируется на достигнутом низком уровне, или начнется восстановительный рост — возможны все варианты». По мнению эксперта, многое будет зависеть от того, какой объем газа остается в газовых хранилищах к апрелю, когда закончится отопительный период. Хотя текущая динамика отбора газа настраивает на оптимизм, она может быть неустойчивой, считает Белогорьев.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 12.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики