Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть рискует остаться без перевозчиков

Российская нефть рискует остаться без перевозчиков

Третьи страны не присоединятся к призывам G7 ввести потолок цен, а вот транспортные компании могут

Участники «Большой семерки» после онлайн-саммита 12 декабря призвали третьи страны, желающие импортировать российские сырую нефть и нефтепродукты по морю, воспользоваться предельной ценой на продукцию. Лидеры стран G7 также подтвердили свое намерение постепенно отказаться от сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения на своих рынках.

«Мы призываем третьи страны, желающие импортировать сырую нефть и нефтепродукты российского происхождения, перевозимые морским транспортом, использовать предельные цены. Мы подтверждаем наше решение о том, что предельная цена на нефтепродукты российского происхождения вступит в силу 5 февраля 2023 года», — добавили авторы документа.

Напомним, что нефтяные санкции стран Запада вступили в силу 5 декабря: Евросоюз перестал принимать российскую нефть, перевозимую по морю, кроме того, страны G7, Австралия и ЕС ввели ограничение цен на такую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Из третьих стран к этому решению согласились присоединиться только Норвегия и Южная Корея. 

Российские власти, в том числе Владимир Путин, неоднократно говорили о том, что Россия не будет продавать нефть странам, которые присоединятся к ограничениям. Вице-премьер РФ Александр Новак, комментируя решение, сказал, что Россия не примет потолок цен на нефть, даже если придется сократить добычу. Он добавил, что такие ограничения являются вмешательством в рыночные инструменты, Россия готова работать лишь с теми потребителями, которые будут работать на рыночных условиях.

Более того, в последние недели идет разработка ответных мер России против стран, согласившихся на потолок цен. Как утверждают «Ведомости» со ссылкой на источники, Москва запретит продавать нефть получателям из стран, присоединившихся к потолку цен, либо по тем контрактам, в которых прописано условие максимальной цены или ее уровень соответствует потолку.

Как считает заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев, третьи страны не будут официально присоединяться к ограничениям, так как боятся остаться без российской нефти, однако они уже и так пользуются большими скидками благодаря «потолку».

— Начиная с июня практически никто так и не заявил о готовности присоединиться к потолку цен на нефть, за исключением Норвегии и Южной Кореи. Угрозы не продавать нефть странам, присоединившимся к этой инициативе, которые российские власти озвучили, оказались действенными. Ожидать, что спустя полгода кто-то вдруг решит формально к этому механизму подключиться, нет особых оснований.

Присоединение к потолку цен значит, что та или иная страна должна ввести санкции против собственных компаний, если они будут участвовать в морской перевозке российской нефти. Это необычная практика. Западные страны ей широко пользуются, но для стран Азии и развивающихся стран это нестандартный подход к международной торговле, сама идея потолка цен ему противоречит. Поэтому не думаю, что кто-то из третьих стран присоединится к потолку цен.

Но воспользоваться такой ситуацией они могут — и, насколько можно судить, уже пользуются. Рынок достаточно прозрачен. Все знают, что Россия не может поставлять больше нефти на не европейский рынок. Российские компании вынуждены поставлять ее в азиатские страны. Значение этих рынков для России растет, а, значит, потребители могут диктовать свои условия компаниями. Беспрецедентные дисконты на российскую нефть, которые мы видим начиная с марта, это и есть использование этой ситуацией со стороны азиатских потребителей. Очевидно, они продолжат это делать. Дисконт может меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от баланса на мировом рынке нефти и спроса, но сами скидки сохранятся, пока не будет смягчен санкционный режим западных стран.

Большей проблемой для российских компаний сейчас является высокая стоимость морского фрахта. Если раньше он играл очень небольшую роль в себестоимости в районе 2−3 долларов за баррель, сейчас по отдельным направлениям стоимость фрахта для российской нефти возросла до 20−25 долларов за баррель. Это заоблачная величина, которая сильно сокращает маржу российских компаний.

Если брать цену потолка в 60 долларов за баррель, то с учетом стоимости фрахта и страхования, получится цена, близкая к Brent. Хотя реальные цены намного ниже, в районе 45 долларов за баррель. Мы точно не знаем конечную стоимость российской нефти для потребителя, так как не все сделки и не вся информация доступна. Но исходя из того, что мы видим, сегодня российская нефть стоит 43−45 долларов за баррель в порту отгрузки. К этому нужно прибавить фрахт и страхование.

«СП»: — Но ведь российские компании готовились к этому и покупали собственные танкеры, их недостаточно?

— У нас нет точной информации о том, сколько танкеров доступны российским компаниям. Судя по открытой информации, дефицит составляет примерно 50% для основных категорий судов, которые перевозят большую часть Urals. Пока что российские компании продолжают пользоваться европейским фрахтом, более того, мы видим даже рост поставок по отдельным направлениям.

Но такая проблема есть. Если представить, что в какой-то момент потолок цены окажется сильно ниже средней рыночной цены поставок российской нефти и придется отказаться от европейского фрахта. Мы столкнемся с существенным дефицитом. Скорее всего, российские компании продолжают к этому готовиться и закупать старые суда на рынке, которые в 5−6 раз дешевле новых, чтобы обезопасить себя. В данный момент дефицита фрахта нет.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович также подчеркивает, что основной проблемой будет отказ от российской нефти не третьих стран, а перевозчиков.

— Ни одна страна, помимо тех, кто согласовал потолок цен, не говорит о том, что присоединяется к price cap и будет покупать нефть только ниже этой цены. Но если говорить о перевозчиках, которые могут отказываться транспортировать российскую нефть по цене выше предельной, чтобы не попасть под риск западных санкций, такой риск теоретически возможен. И это не только европейские перевозчики, но и компании, зарегистрированные где-нибудь на Ближнем Востоке. Мне кажется, сейчас важная интрига в другом.

«СП»: — В чем именно?

— Российское правительство сейчас готовит ответные меры против стран, которые ввели потолок цен. Один из потенциальных шагов — запретить российским компаниям экспортировать нефть и договариваться о ее перевозке с конкретными компаниями, которые пропишут в контракте, что они соблюдают price cap. Сложно сказать, как это будет сформулировано, какие фразы в контрактах будут считаться допустимыми, а какие нет, но если это произойдет и нельзя будет использовать услуги греческих перевозчиков, это станет серьезным стрессом для российской экономики. Придется пожертвовать частью добычи на какое-то время, возможно, 10% или даже больше.

Если же говорить о политической линии, такой шаг, напротив, будет вписываться в антиколониальный пафос, который Россия использует в своей внешней политике. Мы показываем, что боремся с несправедливыми правилами игры, которые устанавливает Запад, и с беспределом в международной торговле. Но экономически здесь и сейчас это будет означать для РФ проблемы, так как мы не сможем сразу полностью заменить всех греческих перевозчиков на своих.

Автор: Анна Седоваа

Источник: Свободная пресса, 14.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики