Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубы не дают покоя «Роснефти»

Трубы не дают покоя «Роснефти»

Работа над законом о магистральном трубопроводном транспорте ведётся в России с конца прошлого века. Документ даже доходил до Госдумы и прошёл пару чтений, однако затем был отклонён. С новой силой его подготовка возобновилась в 2015 году. Летом 2018-го «Транснефть» даже заявила о том, что законопроект почти готов к встрече с депутатами, а Минэнерго выразило надежду на принятие закона до конца года. Однако этого так и не произошло. Теперь глава «Роснефти» просит президента РФ дать Правительству команду вовсе приостановить работу над документом.

Слишком мягкий закон

18 ноября 2022 года главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин направил президенту Владимиру Путину письмо, скан которого появился в ряде телеграм-каналов. Его подлинность в «Роснефти» не подтвердили (к моменту публикации статьи пресс-служба не ответила на запрос «Октагона»), однако источник издания, знакомый с ситуацией, заявил, что утечка документа в сеть, скорее всего, произошла не случайно и может быть частью пиар-стратегии «Роснефти», не первый год выясняющей отношения с «Транснефтью».

Первая же претензия, фигурирующая в письме, заключается в том, что законопроект должен регулировать деятельность трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по факту же направлен на регулирование услуг, оказываемых исключительно на трубопроводах «Транснефти». При этом, продолжает Сечин, «законопроект не предлагает мер по усилению контроля за деятельностью трубопроводной монополии, а фактически предлагает для неё особый правовой режим “наибольшего благоприятствования”».

Глава «Роснефти» подчёркивает (выделяет жирным шрифтом), что законопроект несёт в себе риски роста тарифов и ущемления прав грузоотправителей по сравнению с действующим регулированием.

Документ, по мнению Сечина, даёт «Транснефти» основания работать по тарифам, не утверждённым ФАС. Главное же, ради чего, вероятно, и было написано письмо, содержится в следующем пассаже: «Законопроект исключает возможность появления на рынке услуг по трубопроводной транспортировке новых участников, поскольку закрепляет право собственности на магистральные трубопроводы за ПАО “Транснефть” и государством».

«Беспрецедентные вызовы» в помощь

Игорь Сечин акцентирует внимание на том, что именно сейчас – в условиях «беспрецедентных внешних вызовов» – принятие законопроекта в нынешнем виде неприемлемо, поскольку «новые барьеры при доступе к трубопроводам крайне негативно скажутся на эффективности проектов в области добычи и переработки нефти». Отказ от принятия новых законодательных актов, по мнению главы «Роснефти», равносилен оказанию поддержки нефтяникам, находящимся в «условиях нарастающего санкционного давления».

В итоговой части послания автор просит главу государства поручить Правительству приостановить работу над законопроектом до его одобрения Комиссией при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Ответственным секретарём комиссии является Игорь Сечин, председателем – Владимир Путин. Всего в её состав входит более 40 участников, в том числе председатель правления и президент «Транснефти» Николай Токарев.

Закон в пользу «Транснефти»?

Текст законопроекта в его финальной версии отсутствует в публичном доступе, и о его содержании экспертному сообществу остаётся судить по отдельным высказываниям чиновников. Как говорила в 2018 году заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко, курирующая в Минэнерго законопроектную деятельность, документ призван системно урегулировать «статус и отношения между “Транснефтью” и нефтяными компаниями на законодательном уровне».

В частности, в целях реализации принципа «качай или плати» он предусматривает компенсационный платёж для стимулирования качественного планирования сдачи объёмов нефти в систему. Также предусмотрено положение о возврате инвестиций «Транснефти», если трубопровод построен за её счёт, а инициатор строительства (например, добычная компания) отказывается в дальнейшем от заключения договора о транспортировке нефти.

«То есть урегулируется ситуация, когда “Транснефть”, например, построила по запросу нефтепровод, а нефтяная компания не стала поставлять нефть для него в запланированных объёмах. В этом случае убытки компании будут возмещаться инициатором стройки», – объясняла замминистра. При этом она признавала, что «судьба законопроекта нелёгкая – он затрагивает противоречивые интересы разных игроков отрасли».

Почему именно сейчас

Разрешить противоречия, очевидно, так и не получилось. Возникает вопрос, почему именно сейчас Игорь Сечин решил полностью остановить работу над документом. Член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев предполагает, что это действительно может быть связано с геополитической напряжённостью.

– И в обычной ситуации этот законопроект вызывал сомнения. В нынешних же реалиях – тем более. Санкции в отношении РФ идут вразрез с геополитическими планами России, – заявил он «Октагону».

 

«Объявлено, что мы не будем поставлять нефть тем странам, которые ввели потолок цен. В этом смысле вся деятельность “Транснефти” на территории ЕС находится в состоянии форс-мажора. Рынок полностью меняется, идёт перестройка мировой экономики. Закон же будет опираться на устаревшие догматы. Полагаю, что в настоящий момент его принятие нерационально». - Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

 

Также мотивом Игоря Сечина может быть желание несколько скорректировать или уточнить формулировки в законопроекте, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

– В России не все нефтепроводы принадлежат «Транснефти». Есть межпромысловые. И тут у нефтяных компаний есть определённое пространство для манёвра: какие нефтепроводы считать межпромысловыми, какие – магистральными. Здесь могут быть споры. Например, «Роснефть» говорит о том, что в рамках проекта «Восток Ойл» планируется построить нефтепровод от Ванкорского кластера к Пайяхской группе и дальше к бухте «Северная». Возникают вопросы: кто этот нефтепровод должен строить? Какой он будет иметь статус и кому принадлежать? Это дискуссионная тема. Если в законопроекте говорится об этом, то конфликт может быть, в частности, связан с этим, – предполагает он.

Закрыть и перепрятать

В целом же, по словам Игоря Юшкова, вызывает недоумение тот факт, что столь важный для России документ рассматривается кулуарно и сам предмет спора не попадает в публичное пространство для предметного обсуждения всеми участниками рынка и экспертным сообществом. Если просьба главы «Роснефти» будет удовлетворена и работа над законопроектом будет передана госкомиссии по ТЭК, открытости это ему не прибавит, считает эксперт:

– Не совсем ясно, кто выступает против опубличивания законопроекта. Думаю, они считают, что их лоббистские позиции ухудшатся, если он будет вынесен в публичную плоскость, и больше заинтересованных лиц вступит в процесс обсуждения. Комиссия документы не публикует. Сечин же является её ответственным секретарём и, возможно, предполагает, что у него появится больше возможностей для влияния на судьбу документа.

Ряд специалистов не исключает и более масштабных планов «Роснефти» и объясняет саботирование законопроекта с её стороны стремлением поглотить «Транснефть», что станет затруднительным, если закон будет принят.

Так или иначе, скорого разрешения конфликта в экспертном сообществе не ждут, поскольку очевидно, что теперь главным арбитром в аппаратном споре должен стать президент. От его реакции будет зависеть, поступит ли в итоге документ в Госдуму.

– Если же будет принято решение отказаться пока от законопроекта, стороны примут и это решение, и тогда конфликт будет исчерпан или заморожен, – отмечает Юшков.

В Минэнерго к моменту публикации материала не ответили на вопрос «Октагона» о том, на какой стадии подготовки находится законопроект. Никак не отреагировали на запрос издания и в «Транснефти».

Автор: Анна Таволга

Источник: Octagon.Media, 16.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики