Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станет ли Москва мешать газовому проекту Азербайджана, Турции и Туркменистана?

Станет ли Москва мешать газовому проекту Азербайджана, Турции и Туркменистана?

В ходе состоявшегося недавно в туркменской курортной «Авазе» саммита глав государств Турции, Азербайджана и Туркменистана был обсужден вопрос формирования транскаспийской инфраструктуры, позволяющей переваливать туркменский газ напрямую в Азербайджан (минуя иранский своп) и далее в западном направлении. Безусловно, достигнутые на трехстороннем саммите договоренности укрепляют всестороннее сотрудничество государств тюркского мира, особенно в области энергетики. Здесь перспективы огромны – поставки туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу могут существенно изменить глобальный геоэнергетический расклад и принципы существующего газового партнерства, когда основными поставщиками газа в Европу могут стать Турция и Азербайджан.

Напомним, стороны подписали «Межведомственный меморандум о взаимопонимании по развитию энергетического сотрудничества». Кроме того, как заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу, по итогам саммита будет сформирована рабочая группа по сотрудничеству в области поставок туркменского природного газа.

Между тем, идея транзита туркменского газа в Европу - тема не сегодняшнего дня и в разные годы обсуждалась на различных международных экономических площадках. Одним из серьезным камнем преткновения на пути реализация проекта до последнего времени являлась Россия, которая якобы по экологическим соображениям выступала против строительством Транскаспийского трубопровода, который должен был стать главным звеном транзита туркменского газа на другую сторону Каспия по самому оптимальному маршруту. Опасения нашего северного соседа объяснимы – конкуренты ей не нужны. Однако нежелание Европы сотрудничать с Россией как с основным поставщиком газа, введенные санкции на фоне военных действий в Украине накладывают свой отпечаток на экономическую повестку дня. Тем не менее сразу после саммита в Туркменистане в России вновь зазвучали недовольные голоса.

Так, член Совета Федерации Александр Башкин заявил, что Россия не допустит строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан. Соответствующую статью сенатор опубликовал в астраханском издании Ast-News.

Как пишет Башкин, в связи с ухудшением энергетической ситуации в Европе, вызванным западными антироссийскими санкциями, вновь стали обсуждаться перспективы строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Баку и «некоторые западные эксперты, радостно потирая ладошки, заявляют, что это ключ к освобождению Европы от так называемой зависимости от российского газа», - отмечает Башкин.

«Полагаю, эти специалисты напрасно тратят на подобные заверения столь дефицитную сейчас в странах Европы энергию», - практически иронизирует сенатор.

По его мнению, согласно документу по статусу Каспия, подписанному пятью прикаспийскими государствами, согласие на реализацию проектов, чувствительных в сфере экологической безопасности, должны давать все государства «каспийской пятерки».

«В силу возможной угрозы экологической безопасности Каспийскому морю, представляемой подводной частью газопровода, Россия не сможет дать согласие на его строительство», - категорично заявляет Пашкин, также добавляя, что кроме того, изменение схемы распределения газовых потоков на евразийском континенте чревато разбалансировкой всего рынка газа и, в первую очередь, механизма ценообразования.

Каковы перспективы газового прорыва трех тюркских государств? Может ли Россия сегодня препятствовать газовому сотрудничеству Азербайджана, Турции и Туркменистана? С этими вопросами Caliber.Аz обратился к российским экспертам в области энергетики.

По мнению д.э.н., профессора СПбГУ Станислава Ткаченко, здесь главный вопрос, остающийся без ответа – это реальные запасы туркменского газа и перспективы его доставки на внешние рынки. Обладая четвертыми в мире запасами газа (19,5 трлн.кубометров), Туркменистан очень медленно наращивает его добычу (83 млрд. кубов в 2021 г.). Сегодня туркменский газ помогает решать локальные для мировой экономики задачи, он обеспечивает западные регионы Китая и частично – соседние государства Центральной Азии.

Для того, чтобы оказывать влияние на мировой газовый рынок в целом, газ из Туркменистана должен направляться в другие регионы, прежде всего в Европу и Южную Азию. Но в силу самых разных причин, как технологических, так и геоэкономических, этого не происходит.

«Я не слышал в последнее время от авторитетных экспертов, а также от государственных деятелей РФ откровенно негативных оценок по позиции Москвы в вопросе противодействия транзиту туркменского газа по другим маршрутам. Действительно, отношения России и Туркменистана пережили немало испытаний на рубеже двух столетий, когда Туркменистан активно пытался использовать российскую трубопроводную систему для экспорта своего газа в Украину и дальше в Европу. Российский «Газпром» из соображений сохранения своих фактически монопольных позиций на этих двух рынках всячески противодействовал Туркменистану, и в конечном итоге добился того, что указанные рынки для Ашхабада закрылись. Поэтому любые попытки нарушить выгодный для Москвы статус-кво вызывают определенное недовольство», - заметил эксперт.

Но, по его мнению, сегодня в России вследствие санкций ЕС образовался переизбыток газа на внутреннем рынке, и российские компании используют любые возможности для сохранения экспортных объемов. Поэтому Москва охотно идет на расширение сотрудничества в одних областях (производство и экспорт СПГ, участие в строительстве турецкого газового хаба) и сворачивает участие в других (экспорт газа по трубопроводам в Европу).

«Думаю, что в Москве многие успокаивают себя тем, что в ближайшее десятилетие реализовать планы поставок туркменского газа в Европу по дну Каспийского моря и через страны Южного Кавказа или через территорию Ирана не получится. Наиболее перспективными в такой ситуации является сотрудничество России и Туркменистана по поставкам туркменского газа в государства Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан), а также в приграничные российские регионы южной части страны. Что касается взаимодействия с Азербайджаном и Турцией, то проект газового хаба на западе Турции обеспечит правительства и энергетические компании трёх государств работой на долгие годы», - заметил С. Ткаченко.

В то же время, как отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, Транскаспийский трубопровод был анонсирован давно и были времена, когда говорили, что вот-вот начнется его строительство.

Россия, как отмечает эксперт, действительно была противником поставок туркменского газа в Европу и это очевидно, а затем активным противником такого сотрудничества выступил Китай, который также был не заинтересован в том, чтобы Туркменистан нашел другого покупателя – это дает туркменам возможность повысить потолок цен и больше маневров в продаже своего газа китайцам. Но времена меняются.

«Появилась инициатива турецкого хаба, который предполагает, что российский газ будет продаваться в обезличенном варианте в Европу как некий «газ из хаба» и, возможно, европейским покупателям проще было бы согласиться на такой вариант, где газ не был бы вообще брендирован, ведь неизвестно, какие молекулы туда пришли – молекулы азербайджанского, израильского, египетского или туркменского «голубого топлива», - отметил эксперт.

Поэтому, по его мнению, позиция и отношение России к транспортировке туркменского газа в турецкий хаб возможно станет мягче, чем раньше, из-за того, что российская сторона в текущей ситуации сама заинтересована в турецком хабе.

«Кроме Транскаспийского газопровода есть и другие варианты, например, посредством своповых операций, проще говоря, операции обмена газом: транспортировка туркменского газа в Иран, а оттуда в Азербайджан и далее в Турцию и Европу. У Азербайджана уже есть такой опыт – Туркменистан сейчас поставляет порядком 1,5- 2 млрд кубометров газа в Иран, а он перебрасывает эти же объемы в Азербайджан. И эту структуру можно развивать, не строя трубопровод по дну Каспийского моря», - заметил российский эксперт.

Российско-азербайджанские отношения, как отмечает С.Митрахович, сейчас многоплановые.

«С одной стороны, российский МИД недавно выражал свое сомнение в том, что Азербайджану стоит отправлять электро-энергетическое оборудование в Украину, с другой стороны, «Газпром» поставляет свой газ в Азербайджан для потребления внутри страны и таким образом у Баку появляются новые возможности для экспорта собственного газа. То есть, налицо конкретное сотрудничество и взаимопонимание. И таким образом, например, Россия тоже может поставлять по системе свопа свой газ в Азербайджан, а Азербайджан свой - в Турцию, ну и далее по системе TANAP-TAP в Европу», - отметил эксперт.

Такой сценарий реален с учетом того, что есть планы увеличить мощность системы TANAP-TAP c помощью новых компрессов или строительства вообще новой трубы. Тогда Россия сможет поставлять еще больше своего газа в турецкий хаб, с учетом, конечно, одного условия – если Европа согласится покупать российский газ под условным названием «газ из хаба».

В этом смысле я вижу динамику России в отношении таких проектов, как Транскаспий, сюжетам про туркменский газ. Оно — это отношение - будет гораздо мягче или даже позитивным», - резюмировал С. Митрахович.

Автор: Вадим Мансуров

Источник: Caliber.Az, 20.12.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики