Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Bloomberg: ExxonMobil и Shell начали отказываться от танкеров, перевозивших российскую нефть

Bloomberg: ExxonMobil и Shell начали отказываться от танкеров, перевозивших российскую нефть

Компании отдают предпочтение судам, которые не перевозили российскую нефть в последних трех рейсах. С 5 декабря США запретили страховать, финансировать и предоставлять суда для перевозки российской нефти, если ее стоимость выше 60 долларов

Крупнейшие американские энергетические компании ExxonMobil и Shell начали отказываться от найма танкеров, ранее перевозивших российскую нефть, сообщает Bloomberg.

По данным агентства, Exxon с 5 декабря начала требовать, чтобы судовладельцы удостоверились, что на танкерах, сдаваемых в аренду компании, не перевозилась российская нефть либо другие грузы из России. Невыполнение этого требования позволит Exxon прекратить действие контракта. От связанных с Россией танкеров отказалась и Shell.

Компании отдают предпочтение судам, которые не перевозили российскую нефть в последних трех рейсах. Санкции спровоцировали появление так называемого темного флота танкеров, которые, как ожидается, будут служить интересам России, отмечает Bloomberg.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Я думаю, что надо дождаться утверждения информации, потому что это похоже на информационный вброс, чтобы повысить токсичность российской нефти, увеличить эффект от подобных ограничений. Сомнения тут вызывают несколько аспектов. Во-первых, сам потолок цен заработал недавно, с 5 декабря цены на нефть любую снижались, и в этом плане российская нефть укладывалась в потолок. Причем тут токсичность танкеров, непонятно, они не нарушали этот запрет. Там есть ограничение, которое говорит, что если танкер был пойман на том, что он перевозил российскую нефть по цене выше 60 долларов за баррель, тогда он становится токсичным на два месяца. И то эти правила прописал ЕС в своем законодательстве, а не США, поэтому таких танкеров еще не выявлено, они должны заноситься в реестр таких судов-нарушителей, по сути, в черные списки. Мы ни одного подобного прецедента до сих пор не видели. Что это за собственный список самих нефтяных компаний, совершенно непонятно. Танкеров и так не хватает на мировом рынке, а вы еще будете отказываться? Это же спровоцирует рост стоимости фрахта на оставшиеся суда. Что, эти компании должны сами себе повышать стоимость перевозки, что ли? Абсурдно выглядит подобная информация».

С 5 декабря США запретили страховать, финансировать и предоставлять суда для перевозки российской нефти, если ее стоимость выше 60 долларов. В первую неделю после введения потолка цены на российскую нефть ее экспорт снизился на 54%, сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные расчеты. Агентство подчеркивает, что к расчетам поставок за неделю следует относиться с осторожностью, так как это слишком маленький срок и на длительной временной дистанции показатели могут измениться.

Комментирует заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Оценки Bloomberg — это именно оценки, никто полной картины сейчас не видит, поскольку существенная часть поставок находится вне поля зрения и ценовых агентов, и других аналитических организаций. Речь идет пока только о данных за первую неделю после введения потолка цен, действительно, наблюдалось резкое сокращение отхода танкеров из российских портов в Черном и Балтийском морях, в Находке тоже были свои проблемы с поставками ESPO, сорт, который существенно дороже, чем Urals. Но сколько эта тенденция продлится, мы не знаем. Судя по недельным данным, судить о каких-то серьезных трендах сложно, здесь нужно понимать, все-таки опираться на какую-то среднемесячную статистику, то есть общая картина будет понятнее ближе к началу-середине января. Но, конечно, это тревожный сигнал, хотя отчасти ожидаемый. Кроме того, все-таки очень большую роль играет фактор неопределенности. Правила были определены в самый последний момент, и до сих пор не все смогли полностью осознать, насколько они готовы работать по этим правилам. Это касается и транспортных компаний, и страховых компаний, отчасти и покупателей, и поставщиков».

Власти России подчеркивали, что не станут поставлять нефть в страны, одобрившие ограничения. Вице-премьер Александр Новак говорил, что Москва будет перенаправлять поставки на «рыночно ориентированных партнеров» или сокращать добычу.

Источник: BFM.RU, 21.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики