Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт газа в Китай повышает зарплаты в российской провинции

Экспорт газа в Китай повышает зарплаты в российской провинции

На фоне резкого обвала газового экспорта в Европу Россия запускает на полную мощность крупнейшее в Сибири месторождение – Ковыктинское. Это даст возможность не только нарастить экспорт газа в Китай. Куда более важно и прибыльно – наладить переработку газа в России и создать в российских же регионах высокооплачиваемые рабочие места.

Президент Путин по видеосвязи запустил в среду работу Ковыктинского месторождения, газ с которого будет поступать в газопровод «Сила Сибири». Месторождение станет крупнейшим в Cибири. На карте страны появится новый центр газодобычи – Иркутский. Этот важнейший газотранспортный маршрут заработает полностью.

До сих пор сырьевой базой для газопровода в Китай «Сила Сибири – 1» являлось Чаяндинское месторождение. Однако одного этого месторождения недостаточно для наращивания трубопроводного экспорта в КНР.

«Изначально речь шла о двух ресурсных базах. Ковыкта – это вторая часть ресурсной базы, которая должна запитывать «Силу Сибири – 1». Ковыкта сейчас важна не только потому, что это крупнейшее месторождение в Сибири, а и потому, что без него выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров будет сложно», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он объясняет, что новое месторождение активно наращивает добычу только в первые годы, а с каждым годом прибавка снижается. «Чаянда в ближайшие годы выйдет на полку в 25 млрд кубов в год. Чтобы быстрей выйти на поставки 38 млрд кубов, необходим новый рывок – подключить новое месторождение Ковыкта, которое сразу даст прибавку по добыче в 2023-м и 2024 годах», – поясняет эксперт.

«Доводить добычу на Чаядине до максимума нецелесообразно, потому что долго удерживать добычу на таком высоком уровне не получится. Гораздо эффективнее, если эти месторождения будут работать в оптимальном режиме вместе. Тогда эти месторождения смогут более длительное время добывать газ», – добавляет эксперт.

К тому же первоначальные планы по поставкам газа по «Силе Сибири – 1» в Китай могут быть серьезно увеличены. Ранее Газпром обсуждал с китайской компанией CNPC возможность нарастить пиковые поставки до 44 млрд кубометров в год. Более того, звучали даже планы увеличить экспорт по трубе до 60 млрд кубометров. Это почти вдвое больше первоначального плана в 38 млрд кубов.

Поставки российского газа по этому маршруту в целом идут с опережением графика. В 2021 году было поставлено 10,39 млрд кубов, это на 390 млн кубов больше контрактных обязательств.

 

В 2022 году российский трубопроводный экспорт в Китай по плану должен вырасти до 15 млрд кубометров, однако, скорее всего, в реальности будет достигнут более высокий показатель. Газпром в этом году постоянно превышает контрактные обязательства по просьбе своего партнера, китайской компании CNPC.

Газпром то и дело обновляет исторические рекорды суточных поставок российского газа в Китай по «Силе Сибири – 1». Последний раз это произошло совсем недавно, 17 декабря. Превышение суточных контрактных обязательств Газпрома составило 16,6%. Предыдущий исторический максимум был установлен 14 декабря. Собственно, с начала декабря Газпром обновляет рекорд уже третий раз, а за весь 2022 год – уже шестой раз.

Подключение Ковыктинского месторождения к Чаяндинскому позволит нарастить экспорт в Китай по трубе в 2023 году до 22 млрд кубов, а в 2024-м выйти на проектные 38 млрд кубов. Однако за эти два года планы могут измениться, если будут подписаны с китайцами дополнительные коммерческие контракты.

 

Хотя, как замечает Юшков, это, на самом деле, не в интересах Газпрома. Потому что для российской компании важно стимулировать Китай подписать твердый контракт на экспорт газа из России по новому маршруту – по «Силе Сибири – 2» через Монголию объемом в 50 млрд кубометров в год, объясняет эксперт. И только после этого логично было бы вести коммерческие переговоры о наращивании поставок по «Силе Сибири – 1» с 38 до 44, а то и до 60 млрд кубов.

Сырьевая база для этого имеется. По крайней мере, проектная мощность Ковыктинского и Чаяндинского месторождений – более 50 млрд кубометров газа. По мнению Юшкова, кроме того, в качестве сырьевой базы будут подключаться еще и месторождения-спутники, и, вероятно, появится третий центр газодобычи – Красноярский.

Почему же сейчас экспорт газа по «Силе Сибири – 1» идет с опережением графиков? Потому что, с одной стороны, экспорт российского газа в западном направлении, в Европу, резко просел, а о новом экспортном газопроводе в Китай пока идут лишь долгие разговоры.

Во-вторых, прагматичный Китай старается покупать больше газа там, где дешевле. А сейчас самый дешевый газ тот, цена которого рассчитывается от стоимости нефти, как в контрактах с Газпромом. Потому что цены на споте, по которым рассчитывается стоимость СПГ, в данный момент крайне высоки.

Юшков напоминает, что в первом полугодии 2020 года, когда резко упали цены и на нефть, и на газ на споте, Китай как раз мало качал по трубе, потому что мог приобрести СПГ по более привлекательным ценам. В тот период стоимость российского газа с нефтяной привязкой повысилась, потому что контрактная цена рассчитывалась исходя из стоимости нефти за прошедшие девять месяцев, когда черное золото, соответственно, стоило существенно дороже.

Однако в 2021-м и в 2022 году случилась ровно обратная ситуация: стоимость СПГ резко выросла. Соответственно, поставки относительно дешевого российского газа в Китай также выросли. Такой же стратегии придерживается, кстати, и Турция, которая в 2020 году старалась больше покупать СПГ, но в последние два года отдает предпочтение российскому трубопроводному газу.

Как заявил недавно Владимир Путин, к 2025 году «Сила Сибири» и Дальневосточный проект позволят выйти на прокачку 48 млрд кубов газа в год, а к 2030 году – до 88 млрд кубов. Это фактически уже более 60% поставок газа на запад в 2021 году. В дальнейшем речь идет также о запуске Дальневосточного маршрута (это «Сила Сибири – 3») на 10 млрд кубов, и также «Силы Сибири – 2» через Монголию (хотя пока на 40 млрд, а не на полную мощность в 50 млрд кубов в год).

Запуск Ковыкты вместе с Чаяндой также закладывает серьезную ресурсную база для Амурского газоперерабатывающего завода и газификации регионов Восточной Сибири.

 

По словам Юшкова, Газпром продает Китаю весь газ по цене метана, хотя оба месторождения богаты также этаном, пропаном, бутаном и гелием. Эти продукты ценны для газохимической промышленности. Для извлечения этих ценных ресурсов с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений строится Амурский газоперерабатывающий завод. Далее эти новые продукты предполагается поставлять «Сибуру» на Амурский газохимический комплекс, где будут выпускать полимеры и полипропилен для экспорта.

Новое месторождение и новые заводы выгодны государству, так как расширяют экспорт российской продукции, причем не только сырья – газа, но и продуктов его переработки. Ранее подсчитывали, что благодаря такой кооперации Россия сможет нарастить несырьевой экспорт на 4,6 трлн рублей.

Кроме того, эти месторождения и промышленный кластер создают дополнительные рабочие места в регионе, причем высокооплачиваемые. Это означает также дополнительные налоговые поступления в местные бюджеты.

Работающие на «Силе Сибири», а также на Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях сотрудники Газпрома получают в среднем от 90 тыс. рублей до 110–150 тыс. рублей в месяц. «Если вахтовик находится полную вахту, 30 рабочих дней, имея полный загруженный день, – это 10,5 часов работы в день, то его заработная плата может составлять в среднем от 110 до 150 тысяч рублей в месяц», – ответил на вопрос российского лидера о зарплатах первый заместитель строительного комплекса «Газстройпрома» Михаил Еремин. В коллективе трудятся строители, сварщики-технологи и сварщики-монтажники, бетонщики, слесари, водители.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 22.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики