Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С Россией дружить выгодно: Запад выплатит компенсацию русскому бюджету (видео)

С Россией дружить выгодно: Запад выплатит компенсацию русскому бюджету (видео)

Вокруг нефтегазового проекта "Сахалин-2" поднялся настоящий шум. Ранее участником управляющей компании являлась англо-голландская компания Shell (25% - 1 акция), однако в начале осени она заявила о своём уходе. Государство оценило её долю в 94,8 млрд рублей. А значит, придётся платить?

Пока не известно, кто именно заменит Shell. Мы же обратим внимание на другой, не менее значимый момент. Зарубежная компания обязана будет выплатить компенсацию за причинённый России ущерб.

Эту тему обсудили в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Откроют кошельки пошире

Игорь Юшков: Сейчас доля Shell переходит в собственность государства, как временного держателя. Когда государство продаст долю, полученные деньги будут зачислены на специальный счёт, который формально будет принадлежать Shell. Но компания не сможет им распоряжаться. А дальше государство должно провести аудит, нанёс ли Shell своей деятельностью какой-либо вред России: экономический, имиджевый, экологический. Если он обнаружится, с этого счёта будет идти компенсация России. Если после процедуры останутся деньги, то тогда эти средства Shell может вроде бы забрать. Но тут, действительно, легко насчитать компенсацию. Например, когда, Shell заявила, что уходит из России, российские рынки могли обрушиться в цене.

Никита Комаров: Почему? Ведь если Shell уходит, значит это место занимает кто-то из нашей компании, тот же "Газпром". Но акции, по логике, должны вырасти. Банально будет больше прибыль.

Игорь Юшков: Я имею в виду, когда Shell заявляла в марте, что собирается вообще уйти из России, стоимость каких-то российских бумаг могла снизиться. Ущерб насчитать, в общем-то, не так сложно. Необязательно он будет выражаться в разливах нефти. Это может быть имиджевый ущерб или какие-то косвенные недополученные выгоды. Сейчас посмотрим, как будет ремонтироваться сам завод по сжижению газа. Потому что Евросоюз вводил санкции, запрещающие поставки оборудования для таких заводов. Если нам придётся, например, покупать где-то ещё оборудование, и оно выйдет дороже, такое тоже можно записать в ущерб. Будем надеяться, что "Газпром" сможет решить вопрос поставок оборудования. Наверное, это сейчас основная задача для проекта: сохранять устойчивую работу самого предприятия.

Долю получат китайцы?

Никита Комаров: Почему "Газпром" не заинтересован в приобретении доли Shell – или ему не дают это сделать? Контрольный пакет у "Газпрома", возможно, было бы логично увеличить его до 75%?

Игорь Юшков: Всё-таки "Газпрому" не просто так передают, а он должен будет сам заплатить государству. Здесь большой вопрос, собственно, что выгодно для самого государства. Продать "Газпрому" долю или взять кого-то из азиатских иностранных инвесторов? Например, китайские компании, индийские компании. Потому что под это можно заключить дополнительные контракты. Ведь когда Shell уходила, она ещё не переподписала договор на покупку газа с этого завода. Абсолютно все, кто имел долгосрочные договора, это сделали, а Shell нет. У проекта высвобождаются объёмы. Поэтому, может быть, можно с азиатскими компаниями подписать договор на продажу доли и самого сжиженного природного газа. Это гарантирует рынок сбыта.

Больше деталей – в видеоверсии программы.

Источник: Царьград, 23.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики