Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение по потолку цен на газ принято. Что дальше?

Решение по потолку цен на газ принято. Что дальше?

Европейский союз на уровне министров энергетики принял официальное решение о введении потолка цен на газ. Мы разбирались в том, как будет работать схема и к каким последствиям может привести.

Решение Евросоюза

У министров энергетики ЕС было несколько попыток согласовать условия потолка цен на газ. Все соглашались, что такой механизм нужен, а вот по ценам были разногласия. Одни страны добивались установки лимита на уровне €275 за МВтч, другие настаивали на потолке в €160 за МВтч. И вот решение принято: устанавливается поток цен на голубое топливо на отметке €180 за МВтч. Это примерно $2000 за тысячу кубометров.

«Нам удалось найти важное соглашение, которое защитит граждан от стремительного роста цен на энергоносители. Мы создадим реалистичный и эффективный механизм, включающий в себя необходимые гарантии, которые позволят нам избежать рисков для безопасности поставок и стабильности финансовых рынков. Мы в очередной раз доказали, что ЕС един и не позволит никому использовать энергию в качестве оружия», – отметил министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела.

Якобы использует энергию «в качестве оружия», конечно же, Москва. Эту мантру уже несколько месяцев повторяют высокопоставленные евробюрократы. Такую терминологию использовали канцлер Германии Олаф Шольц, глава Европейской дипломатии Жозеп Боррель, президент Франции Эммануэль Макрон и кучка других их коллег.

Принцип работы потолка цен

Европейский совет в пресс-релизе обозначил основные принципы работы потолка цен на газ. Механизм включается в работу, если цена будет превышать отметку в €180 за МВтч в течение трёх дней, а разница цены на газ на нидерландской бирже TTF и цены сжиженного природного газа (СПГ) превысит в те же три дня €35.

«При $2000 за тысячу кубометров будет включаться механизм потолка цены. Он будет устанавливаться следующим образом: будет браться цена на газ как бы на мировых рынках, но в реальности просто азиатские цены, к ним будет прибавляться $600. Это и будет потолок. Выше этой цены на бирже торговать будет нельзя», – пояснил «Абзацу» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В том же в пресс-релизе сказано, что потолок не будет применяться к внебиржевым (OTC) сделкам, то есть к соглашениям, которые участники заключают непосредственно между собой, не котируясь на бирже. Игорь Юшков связывает падение биржевых цен на газ в последние несколько дней именно с пробой пера – участники торгов пробуют заключать договоры купли-продажи иначе.

Согласно решению Совета ЕС, механизм потолка цен на газ может быть использован начиная с 15 февраля будущего года. Если он будет запущен, то будет действовать 20 рабочих дней. При этом если цены вдруг пойдут вниз и в течение трёх дней будут ниже €180, то потолок деактивируется.

Как менялись цены на газ

Дороже всего газ стоил в марте 2022 года, как раз после введения санкций после России. Тогда голубое топливо взлетело в цене выше $3800 за тысячу кубометров. Ещё один всплеск был зафиксирован в августе 2022 года – цена превысила $3500. Так дорого газ не стоил никогда прежде.

С 2010 по 2020 год стоимость колебалась в довольно узком диапазоне – $0-400 за тысячу кубометров. Фактически бесплатным газ был в июне 2020 года. Тогда из-за пандемии COVID-19 многие предприятия остановились, а потребление газа резко упало.

При этом добычу так же резко остановить было невозможно. Компании в моменте соглашались не просто отдавать газ бесплатно, а ещё и доплачивать покупателю, лишь бы освободить хранилища для новых газовых поступлений, которые нужно было куда-то девать.

Зачем нужен потолок

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, министры энергетики ЕС ввели потолок цен для того, чтобы весь газ не ушёл на азиатские рынки:

«Например, у вас $2000, а в Азии – $2500. И вот уже весь газ ушёл в Азию, потому что там выгоднее продать. Чтобы этого не было, будет плавающий потолок, привязанный к стоимости газа на азиатских рынках».

К долгосрочным договорам потолок цен на газ применяться не будет. Эта мера могла бы быть чревата остановкой торговли в Европе, но и для ЕС это колоссальный риск потери важных объёмов поставок, поэтому такой пункт в итоговое решение включён не был.

Известно, что большая часть экспортных договоров «Газпрома» заключена именно в части долгосрочных контрактов с заранее оговорёнными условиями. Однако у российской компании есть и другие соглашения, цена поставок которых привязана к биржевым ценам.

Реакция России на подобного рода ограничения известна. Потолок – не рыночное ограничение, и «Газпром» (в случае, если цена упрётся в потолок) может просто прекратить поставки из-за неоплаты.

По мнению экспертного сообщества, от поставок могут также отказаться и продавцы СПГ, которые предпочтут переориентироваться на рынки со свободным ценообразованием.

Вместо послесловия

Так уж сложилось, что потолки цен на энергоносители – тренд 2022 года. Евробюрократы за достаточно короткое время умудрились похоронить все основополагающие принципы торговли, которые строились на свободных рыночных отношениях. На смену им пришли протекционизм и диктатура на правах сильных. Только вот сил остаётся всё меньше и меньше. Обвиняя Россию в использовании энергии в качестве оружия, господа европейцы сами себе вспороли брюхо.

Ждём ответа нашей страны на очередной выпад ЕС. По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, Россия отреагирует на ограничения ЕC, ответный механизм будет тщательно проработан, и, возможно, он будет схож с нашей реакцией на потолок цен для российской нефти.

Автор: Мария Иваткина

Источник: Абзац, 23.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики