Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ответила на потолок нефтяных цен

Россия ответила на потолок нефтяных цен

Указ подписал президент. Документ запрещает продажу нефти и нефтепродуктов покупателям, которые присоединились к потолку цен. При этом предусмотрены и исключения. Как это все, предположительно, будет работать?

Вечером во вторник, 27 декабря, был опубликован указ президента Владимира Путина об ответных мерах на введенный западными странами механизм потолка цен на российскую нефть. Документ, как обычно, носит рамочный характер. Минэнерго и Минфин еще дадут разъяснения. Пока же ясно, что российским компаниям будет запрещено продавать нефть и нефтепродукты в том случае, если в договоре указано, что покупатель соблюдает потолок нефтяных цен.

Документ вступает в силу с 1 февраля и будет действовать до 1 июля. Правда, конкретная дата, когда именно будет запрещено продавать нефть тем, кто упомянет о лимите, еще не определена. Это позже сделает правительство. Из более или менее конкретных деталей: запрет будет применяться на всех этапах поставок, вплоть до конечного потребителя. Но тут сразу же возникают вопросы.

К примеру, покупатель не станет писать в договоре, что он придерживается санкций. По большому счету они ведь и сами по себе не запрещают покупку нефти дороже 60 долларов. Но запрет касается перевозки и страхования. А что делать, если потребитель согласится заплатить больше, но против выступит перевозчик или страховщик? Если, конечно, он это сделает. По данным СМИ, Россия в последнее время активно увеличивала собственный танкерный флот, а некоторые нынешние покупатели согласились принимать российские сертификаты страховых компаний РФ. Мнение ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича:

«Формулировку мы уже понимаем, но как она будет интерпретироваться российскими властями, пока не совсем понятно. Запрещаются поставки российской нефти и нефтепродуктов по контрактам, в которых прописано, что покупатель соблюдает механизм предельных цен. А что делать, если покупатель, например какой-нибудь индийский нефтеперерабатывающий завод, не напишет, что он соблюдает price cap? Зато price cap соблюдает какой-нибудь перевозчик, допустим греческий. Вот что тогда? Что будет, если, например, в контракте напрямую не написано, что некая греческая судоходная компания соблюдает price cap, а будет просто написано, что она соблюдает всю совокупность норм права Европейского союза? Вот что в таком случае будет происходить? Честно говоря, для меня это по-прежнему вопросы».

В законе есть важное исключение. Президент отдельным пунктом оставил за собой право давать специальное разрешение, по которому можно будет продавать ресурсы тем, кто все-таки укажет в контракте о соблюдении потолка цен. Или, как сказано в указе, на основании спецразрешения могут осуществляться поставки, осуществление которых запрещено. То есть власти оставляют возможность для того, чтобы продавать топливо тем покупателям, которые, вероятно, принципиально важны для российских нефтяных компаний.

О том, как, возможно, будет идти процесс, рассуждает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Видимо, нефтяные компании должны обратиться с таким предложением, в случае если есть высокая заинтересованность в поставках нефти именно этому покупателю или в поставках с использованием данной страховой компании, исходя из, видимо, их незаменимости. Я не думаю, что кто-то на практике в ближайшее время будет использовать эти механизмы. Они выглядят скорее символическими, чем теми, которые можно реально использовать».

Российские власти не давали ответ на потолок цен больше трех недель, объясняя, что сначала нужно все подробно проанализировать. Хотя утечки о том, каким может быть ответ, появились в «Ведомостях» еще 13 декабря. И, судя по тексту указа, ничего принципиально не изменилось. А чуть раньше Bloomberg писало, что российская нефть марки Urals и так уже продается дешевле 44 долларов за баррель. Да и президент говорил, что Россия ничего не теряет от этих санкций, потому что продает нефть примерно по тем ценам, что выставлены в потолке, и те же 43-44 доллара за баррель выше себестоимости российской нефти.

Хотя тут тоже есть нюансы: многое зависит от конкретного месторождения. Год назад в Минэнерго оценивали себестоимость добычи от 15 до 45 долларов за баррель с учетом полного цикла затрат. А в 2020 году, когда в какой-то момент мировые цены на нефть были отрицательными, в правительстве говорили о трех-семи долларах.

Наконец, подробности контрактов — это всегда коммерческая тайна. Кто и как будет все это отслеживать — что с нашей стороны, что с западной, — тоже не очень понятно. Если вообще кто-то будет дотошно следить за соблюдением потолка.

Источник: BFM.RU, 27.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики