Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава «Газпрома» Алексей Миллер подвел итоги года для компании

Глава «Газпрома» Алексей Миллер подвел итоги года для компании

Bloomberg подчеркнуло, что Миллер оценил падение мирового спроса на газ в 65 миллиардов кубометров, 55 из которых пришлось на страны Европы. Также агентство указало на снижение объемов поставок российского газа на ключевые зарубежные рынки вдвое

Объем поставок газа из России на ключевые зарубежные рынки снизился до минимального уровня с начала века, сообщило Bloomberg на основе итогового годового выступления главы «Газпрома» Алексея Миллера. По его словам, корпорация в уходящем году добыла 413 миллиардов кубометров газа. Из них около 101 миллиарда кубометров поставлено в страны дальнего зарубежья, что на 46% меньше по сравнению с показателями за прошлый год.

По словам главы «Газпрома», падение мирового спроса на газ составляет 65 миллиардов кубометров. И большая часть этого падения, то есть 55 миллиардов кубометров, приходится на европейские государства. Миллер упомянул о тотальных изменениях на энергетических рынках: «Если раньше мы называли эти изменения сверхволатильностью, то к концу года мы стали говорить, что это уже просто-напросто турбулентность».

Но в то же время глава «Газпрома» сказал, что мировой рынок газа будет развиваться высокими темпами. Согласно долгосрочному прогнозу, в ближайшие 20 лет потребление увеличится на 20%, а рост потребления в Китае обеспечит 40% всего мирового прироста за этот период. Кроме того, сейчас «Газпром» поставляет топливо в КНР с превышением контрактных обязательств.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович напоминает, что падение поставок уже было в недавней истории:

«Поставки российского трубопроводного газа в Европу, в ЕС снижались последние месяцы, по крайней мере до октября, где установился текущий уровень поставок: это примерно 20% от того, что поставлял «Газпром» в ЕС в аналогичные месяцы — октябрь-ноябрь-декабрь 2021 года. Во-первых, Россия будет просто снижать добычу, снижать добычу газовой сфере проще, чем нефтяной, потому что нет зависимости от нефтеперерабатывающих заводов. Газопереработка в России гораздо меньше развита, чем нефтепереработка, поэтому просто можно уменьшить уровень добычи, ничего страшного не случится с точки зрения сохранения месторождения и прочего. Только сократятся доходы, естественно. Во время кризиса 2008-2009 годов «Газпром» сокращал добычу газа в годовом измерении где-то на 80 миллиардов кубометров газа в год, сейчас, наверное, сопоставимое будет сокращение, может, даже чуть больше. Но, в принципе, это было в истории, то есть ничего суперуникального нет опять же, разве что неприятно с точки зрения коммерции и доходов. Что касается перспектив — значит, надо строить трубу в Китай, которая называется «Сила Сибири — 2», она уже согласована в своем концептуальном варианте, но нет до сих пор контракта. Дальше надо развивать свои СПГ-технологии, ну и дальше внутреннее потребление — газомоторное топливо, газификация и желательно новые индустриальные проекты в сфере химии. Вот все это вместе взятое позволит, наверное, потихоньку возместить часть утраченных объемов, которые раньше шли в Европу. А будут ли возвращения поставок газа в Европу? В принципе, с точки зрения экономической логики, действительно, промышленные элиты в Европе заинтересованы, чтобы с Россией отношения восстановить. Если у них такая возможность появится, например в случае достижения какого-то компромисса по Украине в среднесрочном горизонте, может быть. Турецкий хаб может быть востребован опять же, но если Европа согласится российский газ покупать, если эти промышленные элиты ориентированы на реальную экономику и если они сумеют переиграть идеологически ориентированных политиков в Европе».

Ранее The Wall Street Journal сообщала, что экспорт российской сырой нефти, поставляемой по морю, упал на 22% в декабре по сравнению со средним показателем за 11 месяцев.

Источник: BFM.RU, 29.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики