Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия хочет подстраховаться газом из Алжира

Венгрия хочет подстраховаться газом из Алжира

Будапешт хочет снизить зависимость от российского газа. Пока на рынке нет достаточного предложения

Венгрия и Словения рассматривают возможность строительства газопровода, соединяющего две страны, чтобы уменьшить зависимость от газа из России. 2 декабря этот вопрос обсудили премьер-министры Словении Роберт Голоб и Венгрии Виктор Орбан. Голоб отметил, что соединение ГТС позволит Будапешту в среднесрочной перспективе «найти независимый источник [газа], который пройдет через Италию». По словам Орбана, Венгрия рассматривает три варианта снижения своей зависимости от России. Сейчас словенская ГТС заканчивается на границе с Венгрией.

Словения 14 ноября подписала трехлетнее соглашение с алжирской госкомпанией Sonatrach. В рамках сделки Любляна с 1 января 2023 г., когда заканчивается контракт с «Газпромом» на 0,6 млрд куб. м в год, станет получать 0,3 млрд куб. м газа в год по трубопроводам через Италию. Это треть общих потребностей страны.

Власти Словении в феврале – марте обсуждали идею строительства приемного СПГ-терминала в своем единственном порту Копер, но под давлением экологов и местных властей инициатива была остановлена. В мае словенская Geoplin не смогла заключить договор о поставках газа в республику через СПГ-терминал на хорватском острове Крк, из-за того что все его мощности законтрактованы до 2027 г. А в июне 2020 г. венгерская энергокомпания MVM подписала соглашение на 1 млрд куб. м газа в год с терминала на Крке. В Венгрии сейчас действует пять коммерческих подземных хранилищ газа (ПХГ) общей емкостью 5 млрд куб. м. Но первая физическая поставка газа с терминала на Крке произошла только в августе 2022 г.

Интерес Венгрии к диверсификации поставок газа может быть вызван рисками остановки поставок газа из России из-за санкций, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Сейчас Венгрия получает газ только из России (4,5 млрд куб. м в год) по вступившим в силу 1 октября 15-летним договоренностям. Большая часть из поставляемого «Газпромом» в Венгрию газа (3,5 млрд куб. м в год) идет через Сербию, куда попадает из Турции через «Турецкий поток». Остальной объем приходит в страну через Австрию.

Венгрия в последние годы реэкспортировала часть импортируемого из России газа, напоминает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. В 2020 г. республика из импортируемых 12,2 млрд куб. м реэкспортировала в Хорватию 1,5 млрд куб. м, в Румынию – 1,1 млрд куб. м, в Сербию и на Украину – 0,7 млрд и 0,9 млрд куб. м соответственно.

Основные покупатели трубопроводного алжирского газа – Испания (13 млрд куб. м в год), Португалия (12 млрд куб. м) и Италия (21 млрд куб. м). Италия получает его по газопроводу Trans-Mediterranean (9,7 млрд куб. м). Также ЕС получает газ из Алжира по трубопроводу Medgaz мощностью 10,5 млрд куб. м в год. Алжир в среднесрочной перспективе может стать транзитным пунктом для поставок в Европу и нигерийского газа по Транссахарскому газопроводу мощностью 30 млрд куб. м газа в год, о чем в январе 2022 г. подписан меморандум.

Большая часть (92%) алжирского СПГ также поставляется на рынок ЕС – ежегодно около 15 млрд куб. м. Из них крупнейшие два направления – Италия (2,95 млрд куб. м в год) и Франция (3,6 млрд куб. м).

Строительство газопровода из Словении и СПГ-терминала в этой стране не решит для Венгрии всех возможных проблем в случае перебоев с поставками российского газа, отмечает Юшков. Он поясняет, что сейчас Словения получает газ из Италии, при этом север Италии снабжается российским газом, а юг – алжирским, где есть и несколько СПГ-терминалов. Юшков предполагает, что речь может идти о том, что Италия построит новые СПГ-терминалы на севере страны, ближе к границе со Словенией, откуда газ будет поставляться далее в Венгрию. В этом случае проект газопровода-интерконнектора может претендовать на статус «проекта общего интереса» ЕС и на финансирование из фондов Евросоюза.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что стоимость строительства регазификационного терминала в Словении оценивалась в 40 млн евро. За эти средства, по его оценке, можно построить терминал мощностью 1 млн т (примерно 1,38 млрд куб. м) СПГ в год. Это могло бы покрыть лишь около 10% спроса Венгрии на газ, поясняет он. Терминал в Хорватии имеет пропускную мощность 2,6–3,5 млрд куб. м в год, отмечает аналитик. Шапошников указывает, что сейчас Венгрия расширяет интерконнектор со Словакией с 1,75 млрд куб. м в год до 5,2 млрд куб. м. «Тем не менее пока именно Венгрия рассматривается как потенциальный поставщик газа по этому направлению, хотя газопровод может использоваться и в обратном направлении», – отмечает эксперт.

Одного наличия приемной инфраструктуры недостаточно, отмечает Юшков. «Проблема Европы не в нехватке терминалов – они используются на 25–30%. Скорее неоткуда поставлять газ, так как предложения на рынке сейчас не хватает», – отмечает он. Эксперт добавляет, что на газ из хорватского терминала на острове Крк претендует множество стран и лишних объемов для Венгрии там нет. Расширение этого терминала, по его словам, возможно, но лишь в том случае, если найдутся необходимые объемы газа для его загрузки. Все поставки СПГ из Алжира, добавляет Шапошников, законтрактованы и свободных объемов в этой стране по рыночным ценам нет.

«Поставщики просят долгосрочные контракты, но в ЕС с подписанием таких контрактов есть сложности из-за требований по декарбонизации», – отмечает Юшков. По его мнению, Венгрия может присмотреться к развитию газового хаба в Турции, особенно если туда придут объемы азербайджанского и иранского газа. В этом случае поставки могут идти по Трансбалканскому газопроводу.

Авторы: Илья Лакстыгал, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 07.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики