Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов

Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- Нефтяные компании эту инициативу оценят положительно, это в их интересах. Они всегда ратовали за то, чтобы продлили сроки производства топлива стандарта «Евро-2», которое с этого года запрещено продавать в стране. С точки зрения экостандартов это минус.

Дефицита ведь как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов. Дефицит был замечен исключительно у независимых переработчиков. Ажиотажный всплеск спроса у автолюбителей спровоцировал пиковый интерес, после чего ценники на автозаправках взлетели вверх. Вертикально интегрированные компании стали придерживать бензин и сбывать его независимым производителям.

Инициатива, которая исходит из Минэнерго, может быть оправдана со стороны нефтяников. Они давно просили правительство продлить сроки, а топливный кризис пришелся им на руку и помог этого добиться. Причины понятны – был кризис, компании не успевали вкладываться в модернизацию НПЗ из-за нехватки инвестиций. Сейчас эта мера правительства по отсрочке регламента и по замораживанию регламентов Евро-2 может позволить компаниям в какой-то степени наверстать свои упущения в модернизации. Плюс Минэнерго говорит о стимулах в виде повышенных акцизов для топлива низкого класса, и пропорционально пониженных – на топливо стандарта Евро-3, что позволит уравновесить цены. Этот момент будет стимулировать компании в производстве высокооктанового топлива и перепрофилирование производства именно на высокосортные марки бензина.

Модернизация НПЗ – это проблема системная. У нас все заводы – это наследие постсоветского периода, поэтому сложно говорить, о том, как эта мера скажется на модернизации. Ведь тут еще надо учитывать и тот факт, что автомобильный парк, судя по региональной матрице, довольно старый (без учета городов-миллионников) и потребляет бензин не самого высокого сорта.

Где-то в течение пятилетки мы преодолеем все эти тенденции. Если мы посмотрим на Европу, то там все идет на несколько шагов вперед – Евро-4 и Евро-5, и даже разговоры ведут о более высоких классификаторах, в то время как у нас хотят вернуть  Евро-2. Второй момент касается того, что компании наверняка воспользуются этой ситуацией и будут производить больше дизтоплива и мазут, который пустят на экспорт. То есть эта инициатива может спровоцировать нефтяные компании переориентироваться в сторону мазута, а не бензина, есть такая угроза. А эти самые низкие фракции (мазут, печное топливо) близки, по сути, к сырой нефти, и экспортировать их выгоднее, чем саму нефть, так как на них экспортные пошлины ниже. А подняли-то экспортные пошлины, я напомню, исключительно на бензин. Это такой беспрецедентный случай, когда бензины были выделены как отдельная экспортная единица – по классификатору их выделили из линейки светлых нефтепродуктов – и с 1 мая экспортная пошлина на них увеличена на 44% и составляет 90% от нефтяной. Это заградительная мера и она вполне может приносить дивиденды. Для рынка эта мера достаточно продуктивная. И не забываем, что у нас сейчас некоторые заводы встали на профилактический ремонт или на перепрофилирование. Это тоже спровоцировало определенный дефицит бензинов. Я думаю, что сейчас они будут постепенно выходить с профилактики (она длится от нескольких недель до полутора-двух месяцев), и последствия топливного кризиса будут со временем нивелированы.

А если смотреть дальше, то в принципе бензин будет продолжать дорожать, что мы уже наблюдаем. Сдерживать этот рост будут фискальными мерами с помощью давления ФАС, да и в таком ручном режиме управлять отраслью довольно сложно. Видимо, тогда частота совещаний правительства будет чаще, как это было в начале года, когда компаниям рекомендовали устранить проблемы, и они снизили ценники на несколько рублей. Однако спустя 2-3 месяца ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти толкает заправочные ценники вверх.

Не думаю, что у нас рыночные механизмы превалируют хоть в какой-то степени, и поэтому топливо будет дорожать. И опять же говорить о демонополизации рынка не приходится, независимых переработчиков у нас в стране нет. Даже если какие-то энтузиасты построят завод, то где гарантии, что будет его сырьевое наполнение, что на бирже хватит тех объемов, чтобы заполнять новые введенные мощности? Поэтому говорить о том, что у нас будет впереди рыночная ситуация на рынке, нельзя. В целом эта мера в определенной степени логична. Заводы будут работать на то, чтобы нивелировать последствия топливного кризиса, а повышенный акциз на Евро-2 будет сподвигать компании на модернизацию и рост глубины переработки.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 10.05.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики