|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионовАлександр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: - Нефтяные компании эту инициативу оценят положительно, это в их интересах. Они всегда ратовали за то, чтобы продлили сроки производства топлива стандарта «Евро-2», которое с этого года запрещено продавать в стране. С точки зрения экостандартов это минус. Дефицита ведь как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов. Дефицит был замечен исключительно у независимых переработчиков. Ажиотажный всплеск спроса у автолюбителей спровоцировал пиковый интерес, после чего ценники на автозаправках взлетели вверх. Вертикально интегрированные компании стали придерживать бензин и сбывать его независимым производителям. Инициатива, которая исходит из Минэнерго, может быть оправдана со стороны нефтяников. Они давно просили правительство продлить сроки, а топливный кризис пришелся им на руку и помог этого добиться. Причины понятны – был кризис, компании не успевали вкладываться в модернизацию НПЗ из-за нехватки инвестиций. Сейчас эта мера правительства по отсрочке регламента и по замораживанию регламентов Евро-2 может позволить компаниям в какой-то степени наверстать свои упущения в модернизации. Плюс Минэнерго говорит о стимулах в виде повышенных акцизов для топлива низкого класса, и пропорционально пониженных – на топливо стандарта Евро-3, что позволит уравновесить цены. Этот момент будет стимулировать компании в производстве высокооктанового топлива и перепрофилирование производства именно на высокосортные марки бензина. Модернизация НПЗ – это проблема системная. У нас все заводы – это наследие постсоветского периода, поэтому сложно говорить, о том, как эта мера скажется на модернизации. Ведь тут еще надо учитывать и тот факт, что автомобильный парк, судя по региональной матрице, довольно старый (без учета городов-миллионников) и потребляет бензин не самого высокого сорта. Где-то в течение пятилетки мы преодолеем все эти тенденции. Если мы посмотрим на Европу, то там все идет на несколько шагов вперед – Евро-4 и Евро-5, и даже разговоры ведут о более высоких классификаторах, в то время как у нас хотят вернуть Евро-2. Второй момент касается того, что компании наверняка воспользуются этой ситуацией и будут производить больше дизтоплива и мазут, который пустят на экспорт. То есть эта инициатива может спровоцировать нефтяные компании переориентироваться в сторону мазута, а не бензина, есть такая угроза. А эти самые низкие фракции (мазут, печное топливо) близки, по сути, к сырой нефти, и экспортировать их выгоднее, чем саму нефть, так как на них экспортные пошлины ниже. А подняли-то экспортные пошлины, я напомню, исключительно на бензин. Это такой беспрецедентный случай, когда бензины были выделены как отдельная экспортная единица – по классификатору их выделили из линейки светлых нефтепродуктов – и с 1 мая экспортная пошлина на них увеличена на 44% и составляет 90% от нефтяной. Это заградительная мера и она вполне может приносить дивиденды. Для рынка эта мера достаточно продуктивная. И не забываем, что у нас сейчас некоторые заводы встали на профилактический ремонт или на перепрофилирование. Это тоже спровоцировало определенный дефицит бензинов. Я думаю, что сейчас они будут постепенно выходить с профилактики (она длится от нескольких недель до полутора-двух месяцев), и последствия топливного кризиса будут со временем нивелированы. А если смотреть дальше, то в принципе бензин будет продолжать дорожать, что мы уже наблюдаем. Сдерживать этот рост будут фискальными мерами с помощью давления ФАС, да и в таком ручном режиме управлять отраслью довольно сложно. Видимо, тогда частота совещаний правительства будет чаще, как это было в начале года, когда компаниям рекомендовали устранить проблемы, и они снизили ценники на несколько рублей. Однако спустя 2-3 месяца ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти толкает заправочные ценники вверх. Не думаю, что у нас рыночные механизмы превалируют хоть в какой-то степени, и поэтому топливо будет дорожать. И опять же говорить о демонополизации рынка не приходится, независимых переработчиков у нас в стране нет. Даже если какие-то энтузиасты построят завод, то где гарантии, что будет его сырьевое наполнение, что на бирже хватит тех объемов, чтобы заполнять новые введенные мощности? Поэтому говорить о том, что у нас будет впереди рыночная ситуация на рынке, нельзя. В целом эта мера в определенной степени логична. Заводы будут работать на то, чтобы нивелировать последствия топливного кризиса, а повышенный акциз на Евро-2 будет сподвигать компании на модернизацию и рост глубины переработки. Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 10.05.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаНовая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |