Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский экспорт нефти выдержит западные эмбарго и потолок цен

Российский экспорт нефти выдержит западные эмбарго и потолок цен

Спотовые продажи нефти марки Urals в Приморске по цене ниже 39 долларов отражают трудности, которые стоят перед нефтяным экспортом РФ в эпоху европейского эмбарго и западного потолка цен. Однако гипертрофировать проблемы не стоит, два года назад дела у России были намного хуже, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Стоимость марки Urals просела

Информационное агентство Bloomberg утверждает, что в пятницу, 6 января 2023 года, российская нефть Urals с нефтеналивного терминала в Приморске (Ленинградская область) продавалась за 37,80 долларов за баррель при стоимости Brent в 78,57 долларов.

Данные котировки намного ниже западного потолка цен в 60 долларов за баррель, причем обозреватель Bloomberg Аларик Найтингейл задал логичный вопрос: «насколько долго Россия может выдерживать такую ситуацию с нефтяными ценами».

Однако в Bloomberg забывают, что разговор идет об одном дне и одном нефтеналивном терминале, в среднем Россия продает Urals по более высоким ценам, которые находятся в диапазоне от 40 до 50 долларов за баррель, что немного, но и не трагично.

Интересно, что в заметке другого обозревателя Bloomberg Джулиана Ли говорится, что российский нефтяной экспорт за первые семь дней 2023 года вырос на 8% или 197 тысяч баррелей в сутки за счет Арктики и Тихоокеанского региона.

Арктические терминалы продали за этот срок на 143 тысячи баррелей больше, чем за предыдущую неделю, а тихоокеанские – на 200 тысяч баррелей. Данные направления компенсируют спад российского экспорта не только через Балтийское, но и Черное море.

РФ 6 января продала на мировой рынок 2,31 млн баррелей сырой нефти, из них примерно 40% в Индию, 20% – в Китай, а еще 40% – неизвестным потребителям, под которым могут скрываться и европейские страны, тем более исполнение старых контрактов пока продолжается.

Ничего катастрофичного не происходит

«Сегодня цена марки Urals снизилась из-за двойного эффекта эмбарго на импорт российской нефти морским путем в ЕС и механизма предельных цен стран G7», - заключает энергоэксперт Станислав Митрахович.

Главная проблема в эмбарго: теперь перевозчику приходится платить намного больше, чтобы танкер достигнул точки назначения на азиатских рынках. Из-за этого экспорт через Приморск стал для России настолько финансово затратным.

«Сейчас танкер идет не в Роттердам, а в Индию, и это требует дополнительной оплаты», - резюмирует Митрахович.

Из-за этого дисконт на марки Urals к Brent находится в районе 30 долларов к баррелю, а в некоторых контрактах доходит и до 40 долларов.

«Насколько все это критично? Конечно, российские компании хотели бы продавать нефть по большей цене, но если взять коронавирусную эпоху образца 2020-2021 годов, то тогда стоимость нефти в районе 40 долларов считалась хорошей. Были периоды, когда российская нефть продавалась дешевле 10 долларов в портах северо-западной Европы. Это длилось недолго, но такая ситуация была», - констатирует Митрахович.

Данный момент является ответом на вопрос Найтингейла. Практика показывает, что современная ситуация с экспортом нефти не носит катастрофичного характера для российского бюджета, проблемы есть (дефицит в 3,35 трлн рублей – оперативные данные Минфина РФ), но существуют ресурсы, чтобы закрыть недостачу.

В 2023 году в российских финансах не будет бюджетного правила, и это во второй половине года улучшит ситуацию после стабилизации дел на энергетическом рынке.

«Ничего особо критичного я не вижу, тем более есть и другие сорта российской нефти, которые продаются дороже. Полагаю, что по мере роста спроса на нефть и нефтепродукты в странах западного полушария весной разница между Urals и Brent начнет уходить», - заключает Митрахович.

Данный прогноз основан на сезонном факторе, который выражается в стандартном для любого года весеннем росте потребления нефти.

«К апрелю рынок увидит снижение разницы между Brent и Urals. Многое также будет зависеть от коронавируса в Китае – если Пекин прекратит политику нулевой терпимости к COVID-19, то мы увидим рост спроса на Urals», - резюмирует Митрахович.

С объемами нефтяного экспорта также все терпимо: в декабре продажи упали на 20% на балтийском направлении, однако фундаментальных проблем не прослеживается.

Решение вопроса большого дисконта на нефть приобрело для России характер государственной важности. Москва в ближайшее время будет искать пути для борьбы с данной тенденцией, на практике это означает создание новой системы продажи нефти.

Если раньше было достаточно довести сырье до Роттердама и получить перевод, то теперь предстоит серьезная работа. Однако это решаемые задачи: ситуация в мировой энергетике говорит о том, что без российского сырья обойтись нельзя.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики