Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на российскую нефть пригрозили бюджету

Цены на российскую нефть пригрозили бюджету

В декабре средняя экспортная цена российской нефти сорта Urals опустилась до $ 50 за баррель. Как сообщает Bloomberg, в январе партию сырья из балтийского порта Приморск продали вообще по $ 38. В то время как Индия, по данным The Telegraph India, импортирует нефть из России по $ 53-$ 56. Существенное снижение цен серьезно повлияет на бюджетные доходы России, что заставит правительство сокращать расходы, искать дополнительные источники доходов и пытаться ослабить рубль. Эксперты, однако, полагают, что еще рано прогнозировать низкие цены на российскую нефть.

Правительство заложило в бюджет на 2023 год стоимость российской нефти в $ 70 за баррель. При таком варианте в Москве рассчитывают получить 8,94 трлн рублей нефтегазовых доходов, которые должны составить 34% всех поступлений в бюджет.

«Такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий на средне-, долгосрочном горизонте при стабильном уровне реального курса национальной валюты», — говорится в материалах Минфина по бюджету.

Однако при сохранении цены сырья в $ 50, которые Минфин зафиксировал в декабре, доходы государства при простом подсчете могут снизиться более чем на 2 трлн рублей. При том, что на образование, например, планируют потратить 1,39 трлн, а на нацпроекты — 917 млрд рублей.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков замечает, что и при $ 70 российский бюджет на этот год будет дефицитным (-2,9 тлрн рублей). Кроме того, отмечает он, есть еще несколько факторов, влияющих на экспортные доходы — объем экспорта и курс рубля. Пока в Минфине полагают, что в 2023 году добыча нефти в России снизится с 515 до 490 млн тонн.

«Если цена экспорта нефти будет $ 50, как установилась в декабре, то это будет большая проблема», — считает Игорь Юшков.

В то же время, замечает эксперт, пока говорить о среднеэкспортной цене и объемах рано.

«Евросоюз запретил импорт нефти из России в начале декабря. Тогда же ввели потолок цен. И сейчас идет переходный период, который продлится как минимум месяца три. Подобную практику мы видели весной прошлого года, когда российская нефть для Европы стала токсичной, а США ввели эмбарго. В один момент развернуть поставки не удалось, поэтому снизился экспорт и увеличилась скидка на российскую нефть, которая доходила до $ 35 по отношению к Brent. К декабрю дисконт снизился до $ 18», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Пока лояльного России флота танкеров недостаточно, чтобы вывезти всю нефть, и величина скидки зависит от удаленности порта загрузки от Азии, полагает Игорь Юшков.

С ним согласен аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Bloomberg со ссылкой на Argus Media сообщает, что цена на Urals по одной поставке в балтийском порту Приморск составила 6 января $ 37,80. Ценовая разница между Urals и Brent за месяц расширилась с $ 28 до $ 40 за баррель, замечает аналитик.

«Столь значительное расширение ценового спреда объясняется ростом затрат на фрахт и страхование в условиях введенного 5 декабря эмбарго ЕС на закупку российской нефти, что приводит к увеличению логистических издержек на доставки российской нефти до азиатских покупателей. Российские нефтяные компании считают, что такой большой дисконт неустойчив, поскольку связан с переформатированием поставок. Когда новые логистические цепочки сформируются, ожидается, что дисконт Urals относительно Brent сократится до $ 15−20 за баррель. По крайней мере, российская нефть сорта ESPO (ВСТО), поставляемая по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий Океан напрямую в Китай или в порт Козьмино для дальнейших танкерных поставок, продолжает торговаться даже немного выше текущего потолка цен в $ 60», — говорит аналитик.

При этом, добавляет независимый эксперт Максим Худалов, сегодня доля сортов нефти, отличных от Urals, растет и по итогам 2023 года она превысит 20%.

«Помимо этого, дефицит поставок углеводородов может привести к росту цен на нефть во второй половине года, что позволит ценам на Urals восстановится до $ 55−60 с учетом дисконта», — считает он.

Исходя из опубликованной Минфином матрицы чувствительности доходов к ценам и объемам добычи нефти, при добыче 9,5−10,5 млн баррелей в сутки снижение среднегодовой цены Urals на $ 10 приводит к недополучению примерно 1 трлн рублей нефтегазовых доходов.

«При заложенных в бюджет средней цены в $ 70 и добыче около 10 млн баррелей в сутки доходы составят плановые 8,9 трлн рублей, что позволило бы не только получить базовый уровень нефтегазовых доходов, но и зачислить избыточные около 900 млрд рублей в ФНБ, — приводит пример руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ „Финам“ Ольга Беленькая. — При аналогичном объеме добычи и цене $ 62 доходы все еще выходят на базовый уровень — 8 трлн руб. Но при цене $ 50 и той же добыче бюджет получит только 6,8 трлн рублей — на 2,1 трлн меньше, чем заложено в бюджете. А если придется еще и сокращать добычу, то доходы могут оказаться еще ниже. Так, при добыче в 9,5 млн баррелей доходы могут уменьшиться до 6,4 трлн рублей. В этом случае, действительно, бюджет может недополучить 2−2,5 трлн рублей».

Эксперты полагают, что у правительства есть несколько вариантов, как поступить в случае снижения нефтегазовых поступлений: от сокращения бюджетных расходов и повышения налогов до выпуска облигаций, ослабления курса рубля расходования средств ФНБ.

«Ослабление рубля носит проинфляционный характер, к тому же, ЦБ РФ придерживается концепции плавающего курса, поэтому это возможно лишь за счет рыночных механизмов и некоторых косвенных рычагов», — замечает Ольга Беленькая. По повышению налогов она приводит декабрьское заявление министра финансов Антона Силуанова: «Если будут проблемы с поступлением доходов, то будем ли вносить налоговые поправки в следующем году на 2023 год? Не будем. Бюджет принят, основные направления налоговой политики тоже, вот в рамках них и будем действовать».

Однако Bloomberg, ссылаясь на некое декабрьское распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина и «осведомленные источники», недавно изложило план «мобилизации доходов», предполагающий увеличение дивидендов госкомпаний и «единовременные выплаты» в бюджет производителей угля и удобрений.

«Насколько это информация достоверна, трудно оценить, однако с 2021 года происходит постепенное фактическое увеличение налоговой нагрузки на конъюнктурные „сверхдоходы“ сырьевых компаний. Только дополнительный НДПИ от „Газпрома“ в 2022 году составил 1,2 трлн рублей», — говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам». Поэтому Ольга Беленькая не исключает подобные меры, особенно если низкие цены на нефть закрепятся надолго.

«Что касается сокращения расходов, пока это представляется труднореализуемым, хотя Bloomberg, ссылаясь на то же неопубликованное распоряжение Мишустина, сообщает о необходимости „оптимизировать“ бюджетные расходы, не связанные со сферой обороны и безопасности. Эти меры должны сэкономить не менее 150 млрд рублей, — продолжает она. — Как не раз отмечал ЦБ РФ, более высокие (по сравнению с заложенными в прогноз) значения бюджетного дефицита создают дополнительные проинфляционные риски, которые Ценробанку придется компенсировать более жесткой денежно-кредитной политикой, то есть более высокими процентными ставками для всей экономики».

Источник: EADaily, 10.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики